Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о 10-летней годовщине событий на Кавказе, 30 августа

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

30 августа 2018 года

О 10-летней годовщине событий на Кавказе

Уважаемый господин Председатель,

Тема августовских событий на Южном Кавказе регулярно поднимается в Постсовете ОБСЕ. Но каждый раз мы слышим лишь часть истории. И в весьма однобокой и политизированной трактовке. Как говорится в известной поговорке, «народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего» (между прочим, эти слова принадлежат сэру У.Черчиллю). Давайте же разберемся на основе фактов, а не измышлений, что же все-таки произошло в 2008 г. на Кавказе. И сделаем правильные выводы. Ведь погибли люди.

В ночь с 7 на 8 августа правительство М.Саакашвили, грубо нарушив международные договоренности о мирном урегулировании грузино-осетинского конфликта, начало полномасштабную военную операцию против Южной Осетии. Грузинские силы начали массированный артиллерийский обстрел Цхинвала, который продолжался до утра. По грузинскому телевидению выступил генерал М.Курашвили, который заявил, что «Грузия приступила к операции по наведению конституционного порядка на территории Южной Осетии». Окружившие Цхинвал по всему периметру грузинские системы залпового огня «Град» подвергли шквальному обстрелу город, не делая различий между военными объектами и жилыми кварталами. 8 августа в столицу Южной Осетии при поддержке танков и бронетехники вошли сухопутные силы грузинской армии, а также спецназа МВД Грузии.

Параллельно грузинские войска предприняли штурм лагеря российских миротворцев из состава Смешанных сил по поддержанию мира. В результате грузинских атак погибли 10 российских миротворцев, около 40 были ранены. Находившиеся на территории городка здания и техника были практически полностью уничтожены.

От грузинских снарядов серьезно пострадал мирный Цхинвал. По разным оценкам, погибло около 162 чел. Было полностью или частично разрушено большинство жилых домов. Обстрелян в т.ч. Офис ОБСЕ в Цхинвале. Серьезный ущерб был нанесен объектам коммунального хозяйства и жизнеобеспечения города, промышленным предприятиям. Разрушены несколько прилегающих к Цхинвалу сел.

Агрессия в отношении Цхинвала - общепризнанной стороны грузино-югоосетинского конфликта - была абсолютно неспровоцированной. Очевидный факт грузинской агрессии был позднее официально подтвержден в докладе Международной независимой комиссии по установлению фактов, созданной под эгидой Европейского союза во главе с авторитетным швейцарским дипломатом Х.Тальявини. В документе несколько раз по тексту однозначно указывается, что (цитирую) «обстрел Цхинвали вооруженными силами Грузии в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. ознаменовал начало крупномасштабного вооруженного конфликта», «использование Грузией силы в Южной Осетии … было неоправданно с точки зрения международного права» (конец цитаты). Приложены копии преступных приказов М.Саакашвили о начале военной операции в Южной Осетии.

В условиях прямой угрозы жизни российских граждан в Южной Осетии руководство России приняло решение начать операцию по принуждению грузинской стороны к миру.

Участие российских войск в отражении нападения на Южную Осетию было законным, стало реализацией права на самооборону, закрепленного, в частности, в ст.51 Устава ООН. Основания для этого появились у Российской Федерации в результате крупномасштабного нападения Грузии на миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся в Южной Осетии на законных основаниях, в соответствии с Сочинским соглашением от 1992 г. между Россией и Грузией. В русле упомянутой статьи Устава ООН Совет Безопасности ООН был проинформирован российской стороной о реализации ее права на самооборону.

Российская военная операция преследовала единственную цель - прекратить агрессию Грузии и предотвратить возможность повторных нападений. Ее организация и проведение были строго пропорциональны угрозе со стороны Грузии. По завершении военной операции подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации были выведены с территории Грузии в октябре 2008 г. в соответствии с принципами урегулирования, выработанными 12 августа 2008 г. совместно тогдашними Президентом России Д.А.Медведевым и Президентом Франции Н.Саркози, и уточняющими договоренностями от 8 сентября 2008 г. Этот факт подтвержден ОБСЕ, в частности, в заявлении финского Действующего председателя ОБСЕ А.Стубба 9 октября 2008 г. Указание на это содержатся и в заключении Совета ЕС от 16 октября 2008 г.

26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, руководствуясь положениями Устава ООН, Декларацией ООН 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г. и другими основополагающими международными документами. Нападение на Южную Осетию, подготовка аналогичной акции против Абхазии, которые стали кульминацией многолетней насильственной политики Тбилиси в отношении этих народов, не оставили им иного выбора, кроме как обеспечивать свою безопасность и право на существование через самоопределение в качестве независимых государств.

9 сентября 2008 г. с двумя республиками были установлены дипломатические отношения, а 17 сентября 2008 г. подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, ставшие основами нашего активного взаимодействия.

15 октября исполнится 10 лет с открытия нового международного формата по Южному Кавказу - международных дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. Этот форум по сути закрепил сложившиеся в регионе после отражения грузинской военной авантюры новые политико-правовые реалии, как кому бы то ни хотелось представлять этот вопрос иначе. В женевских встречах по взаимной договоренности на равных условиях участвуют представители Абхазии, Грузии и Южной Осетии, а также ЕС, ОБСЕ, ООН, России и США как непосредственно вовлеченные ранее в дела урегулирования и заинтересованные в стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Рассчитываем, что продолжение Женевских дискуссий будет способствовать восстановлению диалога и полноценного переговорного процесса между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией - с другой. Первым шагом в правильном направлении могло бы стать подписание соглашений о взаимном неприменении силы.

Обратили внимание на распространенное заявление спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Закавказью Г.Бэхлера, приуроченное к годовщине согласованных президентами России Д.А.Медведевым и Франции Н.Саркози шести принципов урегулирования конфликта (в упомянутом заявлении этот документ ошибочно назван «соглашением о прекращении огня»). Мы разделяем ключевой посыл заявления уважаемого швейцарского дипломата: нужно думать о будущем, без попыток политизации заниматься решением актуальных для населения проблем, возникших вследствие грузинской агрессии августа 2008 г. Убеждены, что формат Женевских дискуссий остается весьма функциональной площадкой для прямого диалога официальных представителей Тбилиси, Сухума и Цхинвала, а 10 лет мира в Закавказье - основанием для надежд на сохранение стабильности в регионе в новых политико-правовых условиях.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

 

   Russia Today              ad11                            http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg