Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о финальном докладе наблюдателей БДИПЧ по всеобщим выборам в США, 11 февраля 2021 года

Комментарий

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ

11 февраля 2021 года

 

О финальном докладе наблюдателей БДИПЧ

по всеобщим выборам в США

 

Уважаемая госпожа Председатель,

Поздравляем американских коллег с избранием 46-го Президента США и желаем ему успехов на благо государства и мира (world). Подтверждаем нашу готовность к конструктивному взаимодействию с новой администрацией.

Мы ознакомились с финальным докладом ограниченной миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента США.  Количество выявленных наблюдателями нарушений и несоответствий обязательствам ОБСЕ свидетельствует о крайне серьезных проблемах в электоральной системе Соединенных Штатов.

Критика БДИПЧ простирается по всему спектру избирательной системы страны, включая ее основу. В частности, по мнению Бюро, система волеизъявления через выборщиков не соответствует международным стандартам и не обеспечивает равенства голосов избирателей The Electoral College system is not in accordance with international good practice as it does not fulfil the principle of equality of the vote»).

Весьма интересен пункт про отсутствие позитивных подвижек в профильном законодательстве, несмотря на высказываемые ранее Бюро рекомендации. Получается, что представители США постоянно заявляют тут о том, что государства-участники обязаны выполнять соответствующие рекомендации БДИПЧ. В то же время сами этого не делают. Таким образом Вашингтон де-факто насаждает в ОБСЕ правовой нигилизм, подавая другим государствам пример того, как игнорировать основы деятельности Организации в сфере электорального мониторинга. Уточню, что речь идет не о рекомендациях БДИПЧ как таковых, – зачастую они носят неоднозначный характер – а о международных обязательствах в данной сфере.

В пользу этого говорит стабильное нарушение США даже базовых обязательств по пункту 8 Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года. На необходимость выработки на федеральном уровне единого подхода к допуску наблюдателей на участки – в том числе в нынешнем финальном докладе – из выборов в выборы указывает и БДИПЧ. Однако ситуация не просто не выправляется, она деградирует. Если в 2016 году наблюдателям Бюро был закрыт доступ на избирательные участки в 17 штатах, то к 2020 году их стало уже 18. Международное наблюдение за выборами в полной мере законодательно закреплено только в пяти штатах и округе Колумбия. В остальных оно остается на усмотрение местных властей и особой популярностью, судя по высказываниям ряда губернаторов, у них не пользуется.

Непонятным для современного мира выглядит и лишение избирательного права миллионов (!) американцев. Тревожно, что в этом отчетливо проявился системный американский расизм: большинство таких граждан – афроамериканцы и представители расовых и этнических меньшинств. Это признают даже в БДИПЧ.  Кроме того, нарушаются права инвалидов – в 39 штатах ограничены избирательные права лиц, имеющих умственные и психосоциальные отклонения или находящихся под опекой. Это противоречит международным обязательствам США, в том числе по Конвенции ООН о правах инвалидов, Копенгагенскому документу СБСЕ 1990 года и т.д.

По многим прочим аспектам выявлены нарушения и ряда других обязательств в сфере прав человека.

При этом наблюдатели БДИПЧ, если не считать пары «технических» ремарок, почему-то обошли весьма спорный аспект состоявшегося в США волеизъявления – голосование по почте. А ведь именно оно стало «камнем преткновения» этой избирательной гонки, зачастую проводилось в нарушение базовых электоральных требований и вызвало серьезные подозрения в масштабных фальсификациях. Напомним, что БДИПЧ, которое вполне лояльно относится к голосованию по почте как одному из методов голосования (наряду с другими), даже оно в своем комментарии в апреле прошлого года по проекту польского закона «О специальных правилах проведения всеобщих выборов Президента Польши, назначенных в 2020 году», предупреждало о серьезных вызовах, возникающих при использовании этого метода. 

Не менее удивлены тем, что поствыборная обстановка в этой стране охарактеризована Бюро как «мирная» (peaceful). Можно ли считать ее таковой, если в обществе шли ожесточенные споры о легитимности результатов волеизъявления, против одного из кандидатов и его команды развернулась настоящая «охота на ведьм», а общим итогом противоречий стали трагические события в Капитолии?

С учетом перечисленных и других факторов, а также неожиданно комплиментарного заключения БДИПЧ о якобы конкурентном характере выборов и их хорошей организации (were competitive and well managed) возникают сомнения в объективности Бюро и его независимости от чьих-то политических установок. Это вновь доказывает, что «золотой стандарт электоральной методологии» фальшивит, а нам всем необходимо вернуться к вопросу о выработке единых консенсусных правил мониторинга выборов.

Серьёзные претензии к правозащитной системе США, включая электоральный аспект, есть и у Совета ООН по правам человека. Его Рабочая группа по универсальному периодическому обзору (УПО – Universal Periodic Review, UPR), выпустившая в декабре 2020 года доклад по США, сделала подборку из почти 350 рекомендаций. Их анализ показывает, что страна нуждается в серьезной «работе над ошибками», носящими в большинстве случаев хронический и системный характер. На это обстоятельство обращало внимание и американское правозащитное сообщество, в том числе в контексте волны насилия и дискриминации на расовой, этнической и социальной почве, захлестнувшей США в прошлом году, последствия которой ощущаются по сей день.

Речь идет, в частности, о рекомендациях Вашингтону ратифицировать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию о правах ребенка, что также перекликается с рекомендациями БДИПЧ в финальном докладе по всеобщим выборам в США, а также ряда специальных процедур ООН. Примечательно, что на необходимости такого шага настаивают десятки государств-членов ООН. То есть это -  серьезный коллективный сигнал Белому дому и Капитолию со стороны международного сообщества, озабоченного реальным положением дел в этой стране.

Руководство Соединенных Штатов обязано прислушаться к такому сигналу, в т.ч. в части наведения порядка в электоральной сфере.  Вот несколько характерных рекомендаций УПО – «обеспечить право на участие в голосовании без дискриминации путем расширения доступа к любому из методов голосования, разрешенных в каждом штате или юрисдикции»; «обеспечить, чтобы граждане Соединенных Штатов в полной мере пользовались своим правом на участие в голосовании»; «внести изменения в законодательство для обеспечения проведения выборов в соответствии с международными стандартами и в присутствии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе»; «принять эффективные меры для ликвидации дискриминации по признаку расы, этнического происхождения, вероисповедания и пола и прекратить практику расового профилирования со стороны правоохранительных органов» и многое другое.

Примечательно, что, отвечая на множество замечаний представителей государств о жестокости полиции и средствах правовой защиты от расовой дискриминации (об этом тоже говорится в докладе по результатам УПО), помощник Государственного секретаря Роберт Дестро сказал, что отдельные лица и их семьи имеют доступ к судам штатов и федеральным судам, с тем чтобы требовать институциональных изменений и денежной компенсации за причиненный ущерб. По сути, таким образом он признал наличие в США институциональных проблем, на которые обратили внимание в Совете ООН по правам человека, в том числе в вопросах, так или иначе затрагивающих функционирование электоральной системы этой страны. 

В заключение. Нет сомнений, что США далеко не отвечают принятым в мире нормам демократии, на которые Вашингтон по старой привычке менторски указывает другим странам. Как справедливо заметил бывший Президент России, а ныне Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев, «внутреннюю и внешнюю нестабильность США в значительной степени порождает неуклюжая, безнадежно устаревшая избирательная система, без серьезных изменений перекочевавшая из XVIII века в современность. И последние выборы стали не политической конкуренцией идей, которой так всегда гордились США, а противоборством двух кампаний ненависти».

Благодарю за внимание.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

https://www.mid.ru/documents/10180/653471/%D0%9E+%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%81+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85-jMBO7m98.jpg/fc022b1c-adda-44ed-be43-83b8073abaa9?t=1581090443697

   Russia Today           ad11                             http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg 
 
http://smi44.ru/upload/iblock/6bd/2640x367.jpglogo