Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о продолжающемся нарушении языковых и образовательных прав национальных меньшинств и других этнических групп на Украине, 30 июля 2020 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

30 июля 2020 года

О продолжающемся нарушении языковых и образовательных
прав национальных меньшинств и других этнических групп на Украине

Уважаемый господин Председатель,

Полтора года назад в ходе своей предвыборной кампании нынешний Президент Украины В.А.Зеленский публично заявлял о недопустимости перегибов в языковом вопросе, необходимости пересмотреть и скорректировать принятые с подачи его предшественника П.А.Порошенко дискриминационные нормы в этой сфере. Эти обещания во многом повлияли на поддержку В.А.Зеленского в ходе выборов преимущественно в русскоязычных регионах страны. Люди поверили.

Однако с течением времени ситуация не претерпела качественных изменений. Руководство Украины продолжило линию на принудительную украинизацию, сопровождаемую вытеснением русского языка из всех сфер общественной жизни и попытками ассимиляции неукраиноговорящего населения.

Наиболее сложная ситуация сложилась в сфере образования, где дискриминационные нормы закреплены законами «Об образовании»,                «О полном общем среднем образовании» и «Об обеспечении функционирования украинского языка в качестве государственного».

Уже с 1 сентября в государственных школах с русским и другими языками обучения, не являющимися языками Евросоюза и коренных народов, как, в случае с белорусским, идишем или, например, молдавским, намечен обязательный перевод программ обучения на украинский язык. А с 2023 года получение образования на родном языке в них станет недоступно и для целого ряда других национальных меньшинств (венгерского, румынского, болгарского и т.п.). Напомню, что в силу ряда социально-экономических причин именно государственные, а не, например, частные школы остаются для многих граждан Украины единственной возможностью получения образования в принципе.

Такие образовательные эксперименты Киева неоднократно критиковались и местными правозащитниками, и международными институтами, которые указывали на несоответствие вводимых норм внутренним и международным обязательствам Украины. На системной основе критически высказывались, к примеру, Венецианская комиссия Совета Европы и Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Ими, в частности, подчеркивалось, что принятые законы не обеспечивают необходимого баланса в языковой сфере. Более того, Киеву давались рекомендации устранить дифференцированный, а по сути – дискриминационный подход к языкам, не являющимся официальными в странах-членах ЕС. Это касается и множественной дискриминации русского языка в сфере образования – как по отношению к украинскому языку и языкам так называемых «коренных народов» Украины, так и к языкам стран Европейского союза. Однако все эти рекомендации были демонстративно проигнорированы. Принятый в январе 2020 г. закон «О полном общем среднем образовании» не только не снял остроту проблемы, но и закрепил дискриминационные подходы.

Попытку выправить ситуацию недавно предприняли украинские парламентарии – как оппозиционные, так и из числа действующей пропрезидентской политической силы. На рассмотрение Верховной Рады Украины был представлен законопроект о внесении изменений в ранее принятые нормативные акты в сфере образования и языковых прав граждан с целью приведения их в соответствие с конституцией и международными обязательствами страны. В частности, проект предусматривал отсрочку на три года перевода всех учебных заведений с русского на украинский язык. Также предлагалось указать, что даже после этого перехода часть обучения на государственном языке в русских школах будет составлять не 80%, как предписывает закон сейчас, а 60%. То есть, по факту, предполагалось применить к русскому языку те же подходы, что и к языкам стран ЕС. Однако парламент страны под напором националистически заряженных политиков отказался даже рассматривать этот законопроект. Все это лишь подтвердило неготовность нынешних политических элит Украины выйти за рамки оголтелой русофобии. В жертву принесены обязательства Киева в рамках как ОБСЕ, так и собственной конституции, не говоря уже о здравом смысле как таковом.  

Именно здравый смысл – в той части, которая касается элементарного прикладного аспекта: а будут ли готовы учебные заведения и учителя на Украине полностью перевести процесс обучения с русского на украинский с 1сентября 2020 года? Не выйдет ли так, что определяющим критерием в предоставлении государством образовательных услуг окажется язык преподавания, а не качество обучения. Осознают ли в Киеве всю полноту возможных негативных последствий столь поспешного принудительного подстраивания образовательной системы под конъюнктурные политические цели? Сомневаемся.

                Не задумывались украинские законодатели и о правах русскоговорящих жителей страны, когда принимали в 2019 г. закон «Об обеспечении функционирования украинского языка в качестве государственного».                   В соответствии с ним в ближайшее время они потенциально лишатся права на получение услуг, вплоть до сферы бытового обслуживания, на всех языках, кроме украинского. Так, русский планируется исключить из сферы трудовых отношений, науки, культуры, телевидения, радиовещания, публичных мероприятий, спорта и многого другого. А с 2022 года за нарушение жестких языковых предписаний будут привлекать к ответственности. Именно это в свое время вызвало обеспокоенность группы депутатов Верховной Рады, которые в июне прошлого года подали иск в Конституционный суд Украины о соответствии данного акта основному закону страны. Они акцентировали, что отдельные его положения не соответствуют конституции, которой гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка и языков национальных меньшинств (ст.10).  Спустя год после подачи иска           7 июля началось рассмотрение иска.

         И тут оказалось, что верить предвыборным обещаниям украинских политиков - дело неблагодарное. Показательны в этом плане слова представителя Президента Украины в Конституционном суде Федора Вениславского. Он заявил, что оснований для отмены языкового закона нет.  Ведь в нем речь идет исключительно о функционировании украинского языка, а правовой статус языков национальных меньшинств и русского языка, дескать, там не затрагивается и является предметом совершенно другого регулирования.

Проблема лишь в том, что специализированного законодательства, на принятии которого настаивают и профильные международные структуры, так и нет. Языковая же дискриминация и ее последствия неминуемо отразятся на всех аспектах жизни украинского общества уже в самое ближайшее время, разделяя его еще больше по лингвистическому принципу. Очевидно одно – дискриминационная практика украинских властей никак не способствует цели формирования общего пространства безопасности и сотрудничества, которое мы здесь совместно пытаемся выстроить.

Вновь призываем Киев прекратить языковую дискриминацию русскоязычного населения и национальных меньшинств, ответственно подходить к выполнению своих обязательств, в том числе принятых в рамках ОБСЕ. Надеемся, что государства-участники будут добиваться от украинских властей реальных шагов по выправлению неприглядной ситуации.

Благодарю за внимание

 

 


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

https://www.mid.ru/documents/10180/653471/%D0%9E+%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%81+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85-jMBO7m98.jpg/fc022b1c-adda-44ed-be43-83b8073abaa9?t=1581090443697

   Russia Today           ad11                             http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg 
 
http://smi44.ru/upload/iblock/6bd/2640x367.jpglogo