Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, 17 декабря 2020 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ

17 декабря 2020 года

 

О ситуации на Украине

и необходимости выполнения Минских договоренностей

 

Уважаемый господин Председатель,

В конце декабря исполнится два года с момента, как нынешний Президент Украины В.Зеленский озвучил свое решение идти в политику. Он заверял в своем стремлении в короткие сроки добиться завершения конфликта на востоке Украины и способствовать качественному улучшению жизни большинства граждан страны. Это сподвигло многих связать с обещанными переменами свои надежды на улучшение ситуации. Однако с сожалением приходится констатировать, что уходящий 2020 год стал для Украины очередным годом упущенных возможностей в деле решения застарелых проблем, которые достались «в наследство» от постмайданных властей.

Речь, прежде всего, о ситуации в восточных регионах Украины. Несмотря на ряд полумер, способствовавших некоторому снижению напряженности в Донбассе, курс украинских властей по отношению к жителям региона в целом не претерпел изменений. Рассуждения о стремлении «дотянуться до умов и сердец донбассцев» так и не воплотились в конкретные законодательные и практические шаги, направленные на скорейшее выполнение обязательств в рамках минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Продолжается позорная социально-экономическая блокада региона, которая бьет преимущественно по наиболее социально незащищенным категориям населения. Даже в условиях пандемии власти Украины не предприняли шагов по ее отмене.

В течение всего года Киев вел энергичную кампанию по дискредитации ряда положений ключевого инструмента урегулирования – «Комплекса мер», одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и признанного международным сообществом в качестве безальтернативной основы достижения мира в Донбассе. От разговоров о якобы необходимости его «модернизации» представители Украины постепенно перешли к прямым призывам переписать документ.

Неудивительно, что на этом фоне продолжали набирать силу голоса тех, кто выступает за альтернативное, силовое решение т.н. «проблемы Донбасса». Сторонники «партии войны» не только продолжают занимать ответственные государственные посты, но и активно призывают к реализации такого сценария. Примечателен комментарий, который на прошлой неделе в интервью украинскому изданию «Обозреватель» дал заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины генерал С.Кривонос. Он отметил, что в его понимании для достижения мира нужно четко расставить акценты «в плане сепаратизма и коллаборационизма, задавить пятую колонну и подготовить свои вооруженные силы и собственный народ к готовности защищать и освобождать наши земли». То есть так называемое «освобождение» предполагается, очевидно, военным путем. И ни слова о диалоге с представителями отдельных районов относительно политического урегулирования, вести который прямо предписывает «Комплекс мер».

Приходится констатировать, что в уходящем году для решения политических аспектов Киевом не сделано ровным счетом ничего, кроме имитации прогресса. Единственное, на что оказалась способна Верховная Рада – формально продлить закон об особом статусе Донбасса на один год. 15 декабря в его текст было внесено одно изменение, заменившее лишь «2020» на «2021». Напомню, что данный акт был принят свыше шести лет назад и до сих пор не действовал ни одного дня. Его вступление в силу было обставлено еще в марте 2015 года условиями, противоречащими «Комплексу мер» и делающими практическое применение невозможным. Не получили развития и попытки обеспечить введение в действие этого закона по компромиссной «формуле Ф.‑В.Штайнмайера», согласованной представителями Киева, Донецка и Луганска в Контактной группе в октябре 2019 года в письменном виде. Несмотря на призывы «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года инкорпорировать эту формулу в украинское законодательство, Киев по‑прежнему бездействует. Не говоря уже о том, что статусный закон не носит постоянный характер, как это предписано Минскими соглашениями. Нет прогресса и по закреплению особенностей самоуправления Донбасса в конституции Украины.

Что же сделано на этом фоне? Украинские власти планомерно вычеркивают донбассцев из участия в политических процессах в стране. Даже тех людей, которые проживают на подконтрольных Киеву территориях, где, к примеру, украинские власти отстранили порядка полумиллиона человек от возможности принять участие в местных выборах в октябре. Что до отдельных районов Донбасса, то киевские переговорщики продолжают уклоняться от согласования с их реальными представителями в Контактной группе модальностей проведения местных выборов и там.

В Киеве открыто заявляют, что предусмотренной Минскими соглашениями амнистии участников событий в Донбассе не будет, а вместо предоставления политических гарантий населению региона будет применяться концепция «переходного правосудия». Как сообщается, работа над соответствующим законопроектом, который планируется представить в первом квартале 2021 года, активно ведется под руководством вице-премьера по реинтеграции А.Резникова. Еще в сентябре он уточнял, что документ будет содержать положения о неких «коллаборантах». Здесь же можно вспомнить и внесенный в ноябре в Верховную Раду правительством Украины законопроект, содержащий нормы о принудительном отселении граждан тех стран, которые Киев объявит «государством-агрессором». Все это не что иное, как попытка вновь поделить донбассцев, да и в принципе жителей всей Украины, на «правильных» и «неправильных» с целью дальнейшего, в том числе силового подавления инакомыслия.

Уважаемый господин Председатель,

Признательны албанскому председательству за организацию 14 декабря брифинга главы Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, координатора рабочей подгруппы по безопасности Контактной группы Я.Х.Чевика. В оценках динамики работы подгруппы он признал, что дальнейшее продвижение в диалоге по вопросам безопасности увязывается с прогрессом в политических аспектах. Между тем ранее в «нормандском» формате Киев неоднократно подтверждал свое понимание о том, что вопросы политики и безопасности тесно взаимосвязаны, а их решение должно осуществляться синхронно. Донецк и Луганск, как известно, такое видение не оспаривали, предложив еще в октябре свою «дорожную карту» по выходу из переговорного тупика. На которую, кстати, Киев до сих пор никак не отреагировал.

Заседание Контактной группы 16 декабря в очередной раз подтвердило отсутствие политической воли Киева к мирному урегулированию на основе «Комплекса мер». Конкретных решений не принято. Украинские переговорщики продолжают навязывать условия, которые не имеют отношения к логике, букве и духу «Комплекса мер».

На этом фоне продолжается попрание властями Украины основных прав и свобод человека. Признаков выправления ситуации не наблюдается. Обращаем внимание на опубликованный на прошлой неделе доклад Министерства иностранных дел России «О ситуации с правами человека на Украине», в котором представлен комплексный анализ наиболее заметных нарушений. Среди них – дискриминация и преследования национальных меньшинств, злоупотребления силовых структур, множественные нарушения социальных и экономических прав жителей, дискриминация верующих и клира Украинской православной церкви, ограничения деятельности СМИ посредством установления цензуры, давления и преследования журналистов и т.д. Особое беспокойство вызывают проявления агрессивного национализма, расизма, антисемитизма и ксенофобии, героизация нацистов и их пособников.

Посмотрите на утвержденную в октябре правительством Украины концепцию государственной целевой программы по национально-патриотическому воспитанию на период до 2025 года. Она предполагает, в частности, продолжение оказания государственной поддержки организациям, отстаивающим идеи украинской национальной исключительности. Результаты этой политики уже дают о себе знать: 10 декабря в Киеве сторонник радикальных идей прилюдно осквернил установленный на одной из городских площадей символ Хануки – прямо в разгар еврейского религиозного праздника.

В стране продолжается героизация нацистских пособников из числа украинских националистических организаций периода Второй мировой войны, официально отмечаются связанные с ними «памятные даты». 16 декабря Верховная Рада приняла постановление, в котором утвердила соответствующий календарь на 2021 год. Примечательно, что в тот же день на пленарном заседании 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Украина вместе с США, как и в предыдущие годы, проголосовала против резолюции о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Неудивительно, что на этом фоне, чувствуя свою безнаказанность, украинские праворадикалы не отказываются от применения насилия и запугивания политических оппонентов, гражданских активистов, правозащитников, журналистов, представителей различных этнических групп.

В очередной раз констатируем, что продолжающийся кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.

Призываем международное сообщество, включая ОБСЕ и внешних кураторов Украины, максимально задействовать свое неоспоримое влияние на руководство этой страны, чтобы побудить к шагам в интересах мира и гражданского согласия на основе добросовестного выполнения международно-правовых обязательств, в том числе применительно к урегулированию конфликта в восточных регионах Украины.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg