Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич об ухудшающейся ситуации на Украине и продолжающемся невыполнении украинскими властями Минских договоренностей, 18 ноября 2021 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

18 ноября 2021 года

 

 

Об ухудшающейся ситуации на Украине

и продолжающемся невыполнении

украинскими властями Минских договоренностей

 

Уважаемая госпожа Председатель,

В урегулировании кризиса на Украине ситуация развивается по очень опасной траектории. Обстановка в Донбассе тревожная, с тенденцией к ухудшению. Количество подтвержденных Спецмониторинговой миссией ОБСЕ (СММ) нарушений «режима тишины» у линии соприкосновения растет. На прошлой неделе оно увеличилось на 95% и составило свыше пяти тысяч.

Миссия подтвердила жертвы и разрушения за последние недели. Три человека тяжело ранены в результате обстрела донецкого посёлка Гольмовский. Новые разрушения гражданских объектов зафиксированы в Донецке. В луганском поселке Голубовское поврежден дом культуры. Пострадали домостроения в Нижнем, территория Попаснянского водоканала. Всего с начала года Миссия подтвердила данные о 84 жертвах, из которых не менее чем 63 человека (75%) были убиты или ранены в отдельных районах Донецкой и Луганской областей  и 18 – на подконтрольной ВСУ территории. Так кто кого обстреливает? Цифры говорят сами за себя.

СММ информировала об очередных итогах наблюдений, свидетельствующих о предпринятых вооруженными силами Украины (ВСУ) наступательных действиях возле н.п. Гранитное и Старомарьевка. В ежедневном отчете от 11 ноября и недельном отчете от 16 ноября подтверждено осуществление украинскими военными инженерных работ на трех существующих системах траншей и обустройство двух новых, а также наведение понтонного моста через реку Кальмиус. По оценкам Миссии, новые фортификационные сооружения стали продвижением вперед не менее чем на один километр, что сократило расстояния между передовыми позициями ВСУ и вооруженных формирований на этом участке в зоне безопасности с 1,7 километра до 900 метров. Станут ли уважаемые представители Украины сегодня, как и на заседании Постоянного совета 28 октября, публично утверждать о том, что позиции ВСУ в этом районе остаются неизменными, обвиняя других участников дискуссии в распространении дезинформации? К уважаемым американским коллегам есть вопрос, читают ли они вообще отчеты СММ. Сегодня они сказали, что Украина демонстрирует «примечательную сдержанность». Наступательные действия ВСУ, которые продвинулись вперед на километр – это сдержанность?

Подчеркнем: наступательные действия ВСУ осуществлены в нарушение самого первого пункта мер по усилению режима прекращения огня, которые были согласованы Киевом с представителями Донецка и Луганска в Контактной группе 22 июля 2020 года. Фиксируемый в Донбассе рост напряженности является прямым следствием нарушения ВСУ этих мер и торпедирования усилий по предотвращению нарушений «режима тишины», а также по проведению разбирательств таких нарушений в рамках координационного механизма при содействии Совместного центра контроля и координации (СЦКК) в действующем составе. Напомню, более месяца Киевом удерживается представитель Луганска в действующем составе СЦКК, захваченный украинскими военными и спецслужбами на участке разведения сил и средств в Золотом. К слову, с тех пор разрушен механизм предоставления гарантий безопасности, необходимый для осуществления ремонтов объектов гражданской инфраструктуры и решения других гуманитарных вопросов. Первым шагом на пути к его восстановлению должно стать, разумеется, возвращение в Луганск удерживаемого представителя в СЦКК.

12 ноября главнокомандующий ВСУ В.Залужный и министр обороны Украины А.Резников приезжали на линию соприкосновения в Луганской области. 14 ноября оба посещали другие военные объекты в стране. Их риторика при этом звучала весьма воинственно. А.Резников и вовсе был категоричен: задача украинских военных, как он выразился, сделать все возможное, чтобы «выйти на границы» Украины. При этом ни слова о Минских соглашениях и предусмотренных ими обязательствах Киева по политическому урегулированию в рамках прямого диалога с представителями отдельных районов Донбасса.

Пребывая в поселке Золотое Луганской области, А.Резников анонсировал новые закупки ударных беспилотников «Байрактар». Напомню, о боевом применении такого дрона в ходе наступательных действий в районе Старомарьевки 26 октября уже рапортовал Генеральный штаб ВСУ. Однако украинских официальных лиц не смущает ни тот факт, что применение боевой авиации запрещено Минскими соглашениями, ни то, что использование любых видов беспилотников категорически противоречит мерам по усилению «режима тишины».

Все это – конкретные свидетельства целенаправленного обострения Киевом ситуации на линии соприкосновения. К слову, мы удивлены, что вопиющие и демонстративные нарушения ВСУ договоренностей с Донбассом по деэскалации не находят должной оценки ни у Действующего председательства ОБСЕ, ни у так называемых внешних кураторов украинских властей, в том числе «нормандских» коспонсоров Минских соглашений – Германии и Франции.

Вместо непредвзятой реакции на реальные нарушения видим другое – попытки придать конфликту на востоке Украины международное звучание, в том числе путем повторения измышлений об «агрессии» и «оккупации». Параллельно, на основе фрагментарного прочтения Минских соглашений, из всех аспектов урегулирования ими навязчиво приоритизируются вопросы, связанные с неконтролируемым Киевом участком границы в Донбассе. В этом контексте видим некорректные интерпретации пункта 4 Минского протокола и манипуляции пунктом 9 «Комплекса мер».

В нынешней ситуации на линии соприкосновения, где в результате действий ВСУ возросла напряженность, попытки свести все дискуссии в рамках урегулирования к теме границы и вовсе могут свидетельствовать о стремлении отвлечь внимание от вооруженных провокаций и приготовлений Киева. Считаем деструктивными и вредными для усилий по разрешению кризиса попытки вовлечь в эту тактику СММ, переключить ее ресурсы на мониторинг удаленных от линии соприкосновения районов в ущерб наблюдению там, где это необходимо в первую очередь. Справедливые вопросы вызывает и то, почему такие меры не предлагается сопроводить «зеркальным» усилением мониторинга в тыловых позициях ВСУ у линии соприкосновения.

По сообщениям представителей Донецка и Луганска в СЦКК, за прошедшую неделю обстрелами ВСУ на линии соприкосновения поврежден ряд инфраструктурных объектов. К примеру, линия электропередач в посёлке Озеряновка под Горловкой, где после обстрела 11 ноября 120-мм минометами без света остались более двухсот жителей. Или повреждение обстрелами из 152-мм артиллерии 14 ноября газопроводов в поселках Южная Ломоватка и Червоный Прапор в отдельных районах Луганской области. В тот же день из крупнокалиберной артиллерии обстреляны пригороды Донецка и луганского н.п. Троицкое. На следующий день в который раз досталось зданию действующей школы №4 в Золотом‑5/Михайловке. 17 ноября повреждены три дома в поселке Лозовое. В эти минуты приходят сообщения о том, что обстреляно здание индустриально-педагогического техникума в г.Первомайск под Луганском. Все эти факты ждут верификации со стороны СММ. Рассчитываем, что СММ оперативно зафиксирует и отразит их в своих отчетах.

Кризис на Украине, начавшийся после бесцеремонного иностранного вмешательства в ее внутренние дела в 2013‑2014 годах и приведший к размыванию суверенитета, продолжает подогреваться из-за рубежа. Иностранные спонсоры нынешних украинских властей на деле поддерживают их воинственные устремления и накачивают страну новыми тоннами вооружений. В день, когда в окрестностях Луганска был обстрелян газопровод и жилые дома, в Киев прибыл очередной военный борт с грузом боеприпасов объемом 80 тонн на сумму 60 млн. долларов в рамках военной «помощи» США. Какие инфраструктурные и социальные объекты Донбасса пострадают от этих снарядов? Сколько от них появится новых жертв среди мирного населения? Безусловно, военные поставки на Украину создают у ее нынешних властей иллюзию возможности решения «проблемы Донбасса» посредством молниеносной боевой операции и фактически провоцируют на очередные военные авантюры в регионе.

Военнослужащие ряда стран НАТО в роли инструкторов присутствуют на Украине формально на ротационной основе – а фактически непрерывно, постоянно – на протяжении семи лет. Они находятся там не поодиночке, а представляют организованные группы и формирования иностранных вооруженных сил. Доставляет их на Украину иностранная военно-транспортная авиация. Как их пребывание там стыкуется с п.10 одобренного резолюцией 2202 СБ ООН минского «Комплекса мер»,  предписывающего «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ»? Или ОБСЕ их там не наблюдает?

Новый министр обороны А.Резников не скрывает, что своим ориентиром видит задачу проложить путь для дальнейшего военного освоения НАТО территории Украины. Ещё ранее, в 2019 году, из украинского законодательства были исключены упоминания о внеблоковом статусе, а в конституции страны – без какого-либо учета мнения ее населения в ходе общенационального референдума – закреплен курс на сближение с Североатлантическим альянсом. Выигрывает ли от этого общеевропейская безопасность? Точно нет.

Саботаж Киевом Минских соглашений и поручений «нормандского» саммита завел ситуацию в существующих дискуссионных форматах в тупик. Не ведется предусмотренный «Комплексом мер» и рекомендациями «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года диалог Киева с Донецком и Луганском о согласовании всех правовых аспектов особого статуса Донбасса. Более того, украинские власти открыто и цинично признают, что лишь создают видимость работы на политическом треке урегулирования.

15 ноября первый заместитель председателя Верховной Рады А.Корниенко рассуждал о необходимости продлить формальный срок действия принятого в 2014 году, но так и не вступившего в силу закона об особом статусе Донбасса (годичный срок, на который он продлен, истекает 31 декабря с.г.). В интервью «Интерфакс-Украина» он признался, что документ является всего лишь «формальным маркером того, что Украина остается в Минском процессе». При этом уточнил: «закон недействующий, ни одна статья не вступает в силу, его только ежегодно продлевают». Кроме того, более года спустя, Киев так и не дал реакцию на представленный Донецком и Луганском в Контактной группе проект «дорожной карты» всеобъемлющей имплементации Минских соглашений.

Не гнушаются в Киеве блокировать и решение гуманитарных задач. До сих пор в силе социально-экономическая блокада Донбасса, которую власти Украины не отменили даже в условиях пандемии коронавируса. На этом фоне в целях оказания гуманитарной поддержки населению региона Президентом Российской Федерации 15 ноября принято решение обеспечить в порядке исключения на период до политического урегулирования ситуации в Донбассе признание сертификатов производимых там товаров и их допуск на российский рынок. Кстати, это решение вовсе не противоречит ни букве, ни духу Минских соглашений, как пытаются заверить некоторые участники нашей дискуссии. Складывается ощущение, что они не читали пункт 11 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Им предусмотрено трансграничное экономическое сотрудничество отдельных районов Донбасса и регионов Российской Федерации. Им же предписано, что правительству Украины в соответствии с обязательствами по Минским соглашением надлежит оказывать содействие такому сотрудничеству. Помимо этого, Россия продолжит направлять жителям Донбасса гуманитарную помощь.

Еще один важный аспект – поиск без вести пропавших лиц на основе механизма, который сторонам следует выработать в Контактной группе. На заседаниях Группы и ее гуманитарной подгруппы 9‑10 ноября Киев вновь уклонился от субстантивных дискуссий с Донецком и Луганском на этот счет. Судя по всему, власти всеми силами хотят скрыть преступления украинских военных и вооруженных националистов в отношении мирного населения в ходе карательной операции.

О масштабах проблемы свидетельствуют цифры. Только в отдельных районах Луганской области за последние три месяца работы специальной комиссии по поиску пропавших без вести лиц были подняты 267 останков – все это в районах населенных пунктов Сабовка, Краснодон, Первомайск, Видное и Славяносербск. По данным властей отдельных районов Донецкой области, там с 2014 года удалось поднять 147 тел погибших мирных жителей в районе Снежного, Дебальцево, Харцызска и других населенных пунктов.

И ещё. 12 ноября на заседании Третьего комитета 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о борьбе с героизацией нацизма. Соавторами стали 58 государств. За резолюцию проголосовало 121 государство, 53 воздержались, против – всего две страны: как и в прошлые годы, это Украина и США. Весьма показательная линия для страны, в которой улицы и социальные объекты названы именами нацистских пособников, а прославляющие их соединения военизированных националистов получают государственную поддержку и воюют в Донбассе.

В очередной раз призываем внешних кураторов Украины и профильные институты ОБСЕ не на словах, а на практике содействовать соблюдению властями этой страны ее обязательств. Потакание саботажу «Комплекса мер» подрывает перспективы мирного разрешения внутриукраинского кризиса.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg