Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич об ухудшающейся ситуации на Украине и продолжающемся невыполнении украинскими властями Минских договоренностей, 25 ноября 2021 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

25 ноября 2021 года

 

 

Об ухудшающейся ситуации на Украине

и продолжающемся невыполнении

украинскими властями Минских договоренностей

 

Уважаемая госпожа Председатель,

В последние недели наблюдаем активное разжигание конфронтации в контексте внутриукраинского кризиса. Внешние кураторы Украины, которые оказались активно вовлечены в процессы антиконституционного свержения власти в феврале 2014 года, теперь всё настойчивее навязывают лживую парадигму «российской агрессии», «подготовки вторжения» и тому подобное.

Задача таких деструктивных посылов очевидна – сместить фокус с инициированной «майданными» властями в Киеве в апреле 2014 года военной операции против населения Донбасса, придать конфликту на востоке Украины международное звучание, вписать его в более широкий геополитический контекст. Делается это, очевидно, в целях оправдать текущее наращивание потенциала и активности НАТО у российских границ, создать предпосылки для усиленного военного освоения территории Украины альянсом, наконец, оправдать саботаж Киевом Минских соглашений.

То, что эта истерия нагнетается искусственно, свидетельствуют и комментарии украинских официальных лиц. Не так давно в Киеве называли появившиеся в американских СМИ сообщения на этот счет «сознательной дезинформацией» и «элементом информационно-психологических операций». Высказывания в этом ключе успели сделать пресс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны А.Данилов, пресс-секретарь Президента Украины С.Никифоров, официальные представители минобороны и другие. Но затем США стали всё активнее навязывать своим украинским подопечным и европейским партнерам миф о неизбежности некоего «вторжения». Неудивительно, что вышеупомянутые лица затем «скорректировали» свою риторику.

Всё это происходит в условиях, по сути, разрушенной экономики Украины, которая под многолетним иностранным управлением успехами не блещет. Сегодня очевидно, что она не способна функционировать без внешних дотаций и заимствований. Страна находится на пороге нового витка социально-экономического и политического кризисов, причины которых власти готовы искать где угодно, только не в собственной деструктивной политике.

Вновь подворачивается удобный повод «списать» все неудачи на «войну» или некую «дестабилизацию» из-за рубежа. Не менее абсурдные попытки уже предпринимались в 2016 году предыдущим руководством Украины в разгар политического кризиса. Чего стоит «план Шатун», которым также пытались обосновать некую мифическую «российскую угрозу» и отвлечь внимание от насущных проблем. Этот «фейк» с подачи МВД Украины, где его тогда назвали «достоверным», всколыхнул украинское общество. Кстати, «возник» он тогда тоже в ноябре и, как сообщается, был рассчитан до весны 2017 года. И где он? Примерно в такую же концепцию украинскому обществу предлагается уверовать и сейчас. 

Несмотря на непростое положение, в Киеве не намерены отказываться от социально-экономической блокады Донбасса. Хотя восстановление социально-экономических отношений с отдельными районами Донецкой и Луганской областей на основе реализации пункта 8 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года оказало бы очевидный оздоровительный эффект для экономики всей Украины. Прикрываясь мнимой заботой о судьбе донбассцев, их продолжают ущемлять в политических правах, лишая, к примеру, возможности принять участие в местных выборах. Это касается, кстати, жителей региона по обе стороны от линии соприкосновения.

Слышать полномочных представителей отдельных районов Донбасса Киев не желает и в Контактной группе. Избранная им там обструкционистская линия по блокированию всех аспектов урегулирования, предполагающих прямой диалог с дончанами и луганчанами, завела усилия по разрешению кризиса в тупик. Так, не выполняется поручение «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года согласовать в Контактной группе все правовые аспекты особого статуса Донбасса, как это предусмотрено «Комплексом мер». Киев не реагирует на представленную Донецком и Луганском в октябре прошлого года «дорожную карту» имплементации Минских соглашений. Более того, в ходе заседаний Контактной группы и ее рабочих подгрупп 23-24 ноября представитель Украины и вовсе предложил отказаться от работы над этим документом. Почему в Париже и Берлине упорно закрывают глаза на деструктивные действия Киева в Контактной группе и срыв выполнения им своих обязательств?

Другое «нормандское» поручение – инкорпорировать в украинское законодательство «формулу Ф.-В.Штайнмайера» – вовсе «повисло в воздухе». Напомню, что ее текст письменно согласован всеми участниками Контактной группы ещё 1 октября 2019 года. Спустя более двух лет украинские власти не потрудились озаботиться фиксацией ее в законодательстве. Не говоря уже об остальных невыполненных задачах из совместно согласованных итогов саммита 9 декабря 2019 года, связанных с незамедлительными мерами в сфере безопасности и важными гуманитарными аспектами урегулирования. Вместо их добросовестной реализации Киев при поддержке других коспонсоров Минских соглашений лишь настаивает на проведении новых встреч в «нормандском» формате. Не скрывая при этом, что они нужны для якобы «уточнения», а прямо сказать – переписывания Минских соглашений. Как такие подходы стыкуются с предписаниями резолюции 2202 Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года, призывающей к реализации «Комплекса мер» в неизменном виде?

Про что в Киеве точно не забывают – так это закупки, пусть и в кредит, всё новых единиц военной техники и вооружений. В милитаризацию Украины продолжают вкладываться те, кто, очевидно, не заинтересован в мирном урегулировании внутриукраинского кризиса и упорно рекомендует ее властям воздерживаться от прямого диалога с Донецком и Луганском. Нужно ли напоминать, что такой диалог является ключевым условием «Комплекса мер» и необходим для всеобъемлющего и устойчивого урегулирования конфликта на востоке страны.

Поставляющие Киеву вооружения государства, похоже, вовсе не обеспокоены тем, что эти вооружения могут быть использованы в рамках продолжающейся военной операции в Донбассе, уже унесшей жизни более трех тысяч мирных жителей. 23 ноября глава подкомитета по оборонной промышленности Верховной Рады И.Копытин заявил, что американские партнеры Киева одобрили использование ракетных комплексов «Джавелин» в Донбассе. Он же подтвердил, что украинские военные «использовали его при ведении боя». такие комплексы могут использоваться как наступательные вооружения. Прямой вопрос к уважаемому представителю Украины: где в Донбассе применялся «Джавелин»? Вопрос и представителю США: зачем американские партнеры Киева разрешили боевое применение «Джавелинов» в Донбассе, о котором сказал И.Копытин? Знают ли американские налогоплательщики, что на их деньги спонсируется кровопролитие на востоке Украины?

Напомню, ракетные системы и боеприпасы находились в составе четырех партий военных грузов, направленных США на Украину в последние месяцы в рамках очередного пакета так называемой «военной помощи». К слову, в ходе поездки в Вашингтон 18 ноября министр обороны А.Резников просил о дополнительных поставках вооружений. Стало быть, так в руководстве Украины готовятся реализовывать «мирный план» по Донбассу?

В этих условиях Киев демонстрирует полное пренебрежение не только к Минским соглашениям, но и к мерам по усилению режима прекращения огня (РПО), согласованным с представителями Донбасса 22 июля 2020 года. Подтвержденные Спецмониторинговой миссией ОБСЕ (СММ) наступательные действия вооруженных сил Украины в конце октября на юге Донецкой области уже привели к эскалации напряженности вдоль всей линии соприкосновения. Она сохраняется и поныне – количество ежедневно регистрируемых нарушений существенно возросло.

На вчерашнем заседании Контактной группы представители Киева отказались прореагировать на призыв Донецка и Луганска вернуться к добросовестной реализации мер по усилению РПО, приверженность которым ранее дезавуировал начальник Генштаба ВСУ генерал-лейтенант В.Залужный. Нерешенным после похищения 13 октября украинскими военными и спецслужбами представителя Луганска в СЦКК А.Косяка остается и вопрос восстановления механизма предоставления гарантий безопасности, необходимый для решения гуманитарных задач, а также обеспечения безопасного и надежного доступа СММ на местности.

За последние две недели Миссия подтвердила повреждения жилых домов и других построек в поселках Южная Ломоватка, Червоный Прапор, Долгое, Марьинка и Лозовое. Вновь абсолютное большинство разрушений – в отдельных районах Донбасса. Помимо частных домовладений, под огнем ВСУ за тот же период оказались объекты гражданской инфраструктуры, о чем также сообщила СММ. Так, 15 ноября в момент учебных занятий обстреляна школа №4 в Золотом-5/Михайловке. В том же поселке 20 ноября выявлено поврежденное обстрелом окно действующей больницы. Ожидает подтверждения Миссией информация об обстреле 21 ноября пожарно-спасательной части в донецком поселке Ясиноватая.

Помимо остающихся на Украине под видом инструкторов в нарушение п.10 «Комплекса мер» формирований иностранных вооруженных сил, туда могут прибыть новые соединения военных из-за рубежа. К примеру, поездка в Киев министра обороны Великобритании сопровождалась сообщениями о готовности направить на Украину некий «сводный отряд быстрого реагирования» численностью от 400 до 600 британских военнослужащих. Это в дополнение к уже имеющимся «инструкторам». Очевидно, это будет сопровождаться поставками на Украину британских ракетных вооружений, о подготовке которых месяцем ранее сообщил посол Украины в Великобритании В.Пристайко. Милитаристские посылы все сильнее звучат и из Лондона.

Недавно объявлено о проработке планов по отправке на Украину «военно-тренировочной миссии Европейского союза». Аналогичные присутствия Евросоюза уже развернуты в Сомали, Мали и Центральноафриканской Республике. Теперь на очереди Украина. Сможет ли пояснить уважаемая представитель ЕС, что эта миссия будет делать там на самом деле? К слову, министр обороны Швеции П.Хульквист уже заявил, что его страна готова направить своих военных для участия в такой миссии. Стоит признать, что в рамках шведского председательства в ОБСЕ куда более полезными виделись бы совсем иные усилия, направленные прежде всего на прекращение военного насилия на линии соприкосновения, а также призыв в адрес Киева, Донецка и Луганска к скорейшей совместной реализации Минских соглашений в рамках прямого диалога.

Благодарю за внимание.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg