Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич в ответ на доклад главы Миссии ОБСЕ в Молдавии, 12 июля 2018 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации
А.К.ЛУКАШЕВИЧА
на заседании Постоянного совета ОБСЕ
12 июля 2018 года

 

В ответ на доклад главы Миссии ОБСЕ в Молдавии

Уважаемый господин Председатель,

Благодарим уважаемого посла Майкла Скэнлана за содержательный отчет.

Действительно, за последние годы достигнут определенный прогресс в диалоге Кишинева и Тирасполя по решению актуальных для населения региона социальных проблем.

Договоренности, достигнутые 29-30 мая в Риме на заседании «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», подтверждают, что при подлинной заинтересованности сторон достичь компромисса по жизненно важным для населения социально-гуманитарным вопросам вполне реально. Тактика «малых шагов» себя полностью оправдывает. Солидарны с оценкой, что речь идет о формировании атмосферы доверия между сторонами и, в итоге, необходимых предпосылок для прогресса в решении приднестровской проблемы.

Главная заслуга в этом принадлежит властям в Тирасполе, где демонстрируют искреннюю заинтересованность в устранении барьеров с правым берегом Днестра. Именно инициатива Приднестровья о возобновлении автомобильного движения по мосту Бычок - Гура-Быкулуй в 2017 г. позволила придать импульс двустороннему диалогу с Молдавией. Заданная Тирасполем позитивная динамика в продвижении «малых шагов» должна быть подкреплена встречными уступками со стороны Кишинева.

Несмотря на возникающий соблазн, считали бы неоправданным забегать вперед. Как подтверждает уважаемый М.Скэнлан, пока многие решения выполнены лишь частично с несоблюдением изначально предусмотренных сроков. Следует посмотреть, как договоренности будут выполняться на практике.

Важно помнить, что в Кишиневе сохраняются законодательные ограничения поиску взаимоприемлемых развязок с Тирасполем. 22 июля исполнится тринадцать лет с даты принятия парламентом Молдавии закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья). Закон по-прежнему действует. В этих условиях нельзя исключать, что согласованные в последнее время решения могут в зависимости от политической конъюнктуры быть признаны судебными инстанциями незаконными.

Считаем важным придать достигаемым компромиссам системный, устойчивый, необратимый характер. В русле подтвержденных в Риме договоренностей следует решить вопрос о проработке механизма имплементации достигаемых в рамках «5+2» договоренностей в национальном законодательстве. Россия и Приднестровье внесли свои предложения на этот счет. Ожидаем реакции Кишинева и других партнеров. В формате «5+2» условлено добиться практических результатов на этом направлении к концу текущего года. Пора переходить к обсуждению вопроса по существу.

Согласитесь, минимум странным на фоне прогресса, который некоторые поспешили назвать «беспрецедентным», выглядит тот факт, что в Кишиневе пытаются сохранить, а в некоторых случаях - усилить рычаги давления на приднестровцев. По-прежнему продолжается политически мотивированное уголовное преследование приднестровских политиков и предпринимателей. Хорошо известно об обеспокоенности в Тирасполе, вызванной последовательным усилением Молдавией совместного с Украиной таможенно-пограничного контроля на приднестровском участке границы. Это уже приводит к новым проблемам. Не устранены препятствия для поставок в Приднестровье горюче-смазочных материалов. Возникли серьезные разногласия при согласовании списков ввозимых лекарственных препаратов, жизненно важных для населения левобережья Днестра. В оправдание односторонних ограничений руководство Молдавии часто ссылается на собственные международные обязательства. В частности, на Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом, которое заключено без консультаций с Тирасполем и не предусматривает изъятий, свойственных специальному статусу Приднестровья, поддержанному всеми 57-ю государствами-участниками ОБСЕ.

Не можем согласиться с оценкой уважаемого М.Скэнлана о прогрессе в создании в Молдавии инклюзивного, терпимого общества. Мы неоднократно указывали на ограничения языковых прав в стране, практику выдавливания из Молдавии русскоязычных СМИ. Вряд ли такая политика будет способствовать формированию позитивной атмосферы для урегулирования коренных противоречий с преимущественно русскоязычным Приднестровьем.

Весьма деструктивным стало принятие Генассамблеей ООН по инициативе Молдавии и ряда соавторов резолюции «Полный и безусловный вывод иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова». Документ идет вразрез с декларируемой молдавской стороной линией на урегулирование приднестровского конфликта и противоречит международным договоренностям. На сегодняшний день отсутствуют необходимые условия для вывода из Приднестровья Оперативной группы российских войск (ОГРВ), ответственных за обеспечение охраны размещенных в регионе еще с советских времен складов боеприпасов в Колбасной.

Следует отметить, что и в данном случае в Кишиневе пренебрегли мнением Тирасполя, где вполне оправданно расценили шаг Молдавии как направленный на разрушение доказавшего свою эффективность миротворческого формата в целях вытеснения российского миротворческого присутствия. Россия является гарантом мира и стабильности в регионе. Именно действия российских войск позволили остановить там кровопролитие в 1992 г. Вызывает искреннее сожаление, что среди поддержавших молдавский проект резолюции ГА ООН было много государств-участников ОБСЕ, которые не могли не понимать, что документ компрометирует процесс приднестровского урегулирования и подрывает роль Организации в ПДУ. Более того, по инициативе Молдавии соответствующие пассажи были продублированы в резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Берлине.

Россия привержена неукоснительному выполнению своим воинским контингентом мандата и задач Совместной миротворческой операции на Днестре, которая создает необходимые условия для продолжения молдавско- приднестровского диалога.

В части озвученной уважаемым М.Скэнланом информации о передвижении российских военнослужащих и техники на левобережье 14 июня напоминаем, что российской делегацией даны соответствующие разъяснения на заседании Объединенной контрольной комиссии (ОКК). Мероприятия были вызваны необходимостью усиления безопасности складов в Колбасной в связи с имевшейся оперативной информацией о возможности провокаций и террористических актов на российских объектах в эти дни. О передвижении же военной техники 23 июня Объединенное военное командование и ОКК были извещены. Таким образом, картина, нарисованная уважаемым М.Скэнланом, выглядит, мягко говоря, небеспристрастной.

С удивлением восприняли информацию о патрулировании территории Приднестровья Миссией ОБСЕ. В мандат полевого присутствия такие задачи не входят. Призываем руководство Секретариата ОБСЕ проследить, чтобы Миссия ОБСЕ впредь не нарушала согласованный мандат. Считаем недопустимым и втягивание Миссии ОБСЕ в наблюдение за учениями ОГРВ в Приднестровье. К слову, за совместными учениями Молдавия-НАТО в 2016 г., которые проходили рядом с Зоной безопасности, Миссия ОБСЕ не наблюдала. Если в бюджете Миссии есть лишние средства, которые она использует на постороннюю деятельность, то мы будем учитывать это при принятии сводного бюджета полевых присутствий ОБСЕ на следующий год.

В принципиальном плане подтверждаем неизменность подходов к мирному разрешению конфликта в Приднестровье. Убеждены, что ответственность за достижение взаимоприемлемых договоренностей лежит, прежде всего, на самих сторонах конфликта. Готовы и дальше содействовать этому в тесной координации с Действующим председательством ОБСЕ и другими участниками процесса «5+2» на последовательной, ритмичной основе.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg