Новости

Назад

А.Мазур на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности, 27 июня 2018 года

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации

на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями А.Ю.Мазура

на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности,

Вена, 27 июня 2018 года

Рабочая сессия III: «Контроль над обычными вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности: проблемы и перспективы»

 

Уважаемый господин модератор,

Сегодня много говорилось о важности контроля над вооружениями, нас вновь призывали расширять транспарентность, модернизировать Венский документ. Однако давайте посмотрим, на каком фоне делаются эти заявления.

Еще задолго до текущего кризиса в отношениях Россия-НАТО предпринятые альянсом меры провоцировали возникновение рисков и вызовов для российских интересов безопасности. Вот лишь краткий их перечень: придвижение НАТО вплотную к нашим рубежам, развитие военной инфраструктуры на территории новых членов, отработка все новых форм военной активности, создание европейского сегмента глобальной ПРО США, участие неядерных стран в ядерных учениях под эгидой НАТО. Все это серьезно подорвало доверие.

Решения, принятые в НАТО на фоне обострения украинского кризиса, еще более усугубили ситуацию. Произошел стремительный разворот альянса к схемам комплексного «сдерживания», а по сути - устрашения нашей страны. В странах ЦВЕ участились и приобрели значительный размах военные учения (порой в одном регионе одновременно или последовательно проводятся мероприятия общей численностью 40-50 тыс. чел), были созданы командные центры и склады вооружений и военной техники, началось развертывание иностранных войск на практически постоянной основе (периодические «ротации» дела не меняют). Причем масштабы этой деятельности продолжают возрастать и ставят под сомнение жизнеспособность договоренностей, зафиксированных в Основополагающем акте Россия-НАТО 1997 г.

Руководство альянса разорвало профессиональный диалог по военной линии. Параллельно была развязана беспрецедентная кампания по дискредитации повседневной деятельности российских вооруженных сил. Один из последних примеров - поднятая на Западе истерия вокруг российско-белорусского учения «Запад-2017».

Таким образом, первопричина ухудшения состояния евробезопасности состоит не в дефиците инструментов МДБ, а в переходе НАТО к конфронтации, когда присутствие на наших рубежах иностранных войск объявлено единственной гарантией безопасности. Рассуждения о «чисто оборонительном» характере этих мер и их «ограниченном масштабе» считаем неуместными. Мы не забыли, как члены «оборонительного» блока НАТО неоднократно под надуманными предлогами применяли военную силу в ущерб суверенитету и территориальной целостности различных государств в Европе (Югославия) и за ее пределами (Ирак, Ливия, Сирия и др.). Помним и то, какую обеспокоенность проявляли США, когда на Кубе находилась наша учебная бригада.

Теперь что касается мер укрепления доверия и безопасности (МДБ). Нынешняя политика и военная практика альянса не совместимы с предложениями по их укреплению и обновлению. Сегодня неуместны сетования насчет якобы «недостаточности» существующих мер. Россия и так является самым проверяемым государством ОБСЕ.

При этом инструменты МДБ сильно скомпрометированы самим альянсом. Например, в результате их применения в 2014 году странам Запада так и не удалось выявить никакой необычной военной деятельности и дестабилизирующей концентрации сил в районах, прилегающих к Украине. Однако, несмотря на это, беспочвенные обвинения в наш адрес продолжались.

Фиксируем пренебрежительное отношение к своим обязательствам в сфере МДБ со стороны членов альянса и их «единомышленников». Так, Грузия под надуманным и не имеющим отношения к ДОН предлогом не только закрыла свое небо для наблюдательных полетов с участием России, но и заблокировала возможность проведения любых миссий открытого неба. А Украина уже четыре года проводит на своей территории военную деятельность с участием до 90 тыс. человек и огромных количеств техники, при этом так и не предоставив требуемых Венским документом уведомлений и не пригласив в этот район наблюдателей. Разрекламированные же Киевом меры транспарентности не способны заменить его нормальное выполнение.

Таким образом, сами страны НАТО и их ближайшие партнеры многократно девальвировали значимость инструментов МДБ. В этой связи возникает вопрос, а зачем их тогда модернизировать?

Иногда приходится слышать, что дополнительные МДБ, дескать, нужны для предотвращения случайных столкновений между силами России и стран НАТО. Однако для этого достаточно лишь отодвинуть войска и технику альянса от наших границ.

Для создания условий для разговора по МДБ альянс должен прекратить усиливать активность на восточном фланге, а затем и свернуть ее. Для переговоров по вопросам военной безопасности нужна благоприятная предсказуемая среда. Так, ключевым условием для запуска и ведения переговорного процесса по адаптации ДОВСЕ (1996-1999 гг.) было обязательство всех государств-участников воздерживаться от любых шагов по изменению уровней, конфигураций и развертываний сил.

Сегодня страны НАТО не желают не только как-либо ограничивать свою «свободу рук», но и обсуждать тематику контроля над обычными вооружениями в Европе (KOBE). А без этого всерьез заниматься модернизацией ВД-2011 невозможно.

Россия же по-прежнему привержена добросовестному выполнению своих обязательств в области укрепления доверия и безопасности. Кроме того, приветствуем практику добровольного информирования об учениях и внезапных проверках, о повседневной деятельности вооруженных сил. Минобороны России по различным каналам уведомляет партнеров о внезапных проверках и учениях, они подробно освещаются на информационных ресурсах Минобороны России, а также в ходе многочисленных специализированных брифингов, в т.ч. с участием военных атташе стран НАТО. Намерены и впредь в порядке доброй воли информировать партнеров о проведении на своей территории учений ниже порогов уведомляемой военной деятельности, а также приглашать на них в качестве наблюдателей представителей аппаратов военных атташе иностранных государств.

Что же касается модернизации ВД-2011, то к рассмотрению этого вопроса можно будет вернуться после восстановления доверия и снижения напряженности.

Считаем, что в контексте общеевропейского политического процесса,  по мере деэскалации обстановки и расширения военных контактов можно было бы приступить и к обсуждению мер контроля над обычными вооружениями в Европе.

Призываем наших партнеров к безусловному выполнению их обязательств, к созданию благоприятной атмосферы для дальнейшей совместной работы здесь, в Вене. Полагаем, что им есть над чем задуматься. И выбрать, что для них является приоритетом - «сдерживание» России или диалог с ней, в том числе по вопросам KOBE и МДБ. Усидеть на двух стульях одновременно не получится.

Благодарю Вас, господин модератор.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

 

   Russia Today              ad11                            http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg