Новости

Назад

Д.А.Балакин к презентации приоритетов председательства в ОБСЕ в 2019 г., 19 июля 2018 года

Выступление

Заместителя Постоянного представителя Российской Федерации

Д.А.БАЛАКИНА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

к презентации Госсекретарем МИД Словакии Л.Паризеком

приоритетов председательства в ОБСЕ в 2019 г.

19 июля 2018 года

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемый господин Государственный секретарь,

Рады приветствовать Вас на Постсовете. Благодарим за изложение приоритетов председательства Словакии в ОБСЕ в 2019 г. Представители вашей страны уже внесли существенный вклад в работу ОБСЕ. Их всегда отличал профессиональный и конструктивный подход. Хорошо помним деятельность Яна Кубиша на посту Генсекретаря ОБСЕ, Мирослава Йенчу во главе Центра ОБСЕ в Ташкенте, высоко ценим усилия директора Центра по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ Марселя Пешко. Отмечаем успешное председательство Словакии на Форуме по сотрудничеству в области безопасности, работу постпреда Р.Бохача во главе Контактной группы со средиземноморскими партнерами. Надеемся, этот объединительный потенциал будет наращиваться.

Действительно, в нынешнем глобализированном, непредсказуемом и полицентричном мире, полном не только вызовов, но и возможностей, именно многосторонние организации востребованы для эффективного реагирования на современные транснациональные угрозы. Противостоять им можно только сообща, а не в рамках отдельных «островков безопасности». Именно эта парадигма заложена в стратегической задаче формирования единого и неделимого сообщества евроатлантической и евразийской безопасности от Ванкувера до Владивостока, определенной на последнем саммите ОБСЕ в Астане в 2010 г.

Добиться успеха на этом пути возможно только через отказ от обвинительной риторики, открытый обмен мнениями и готовность к поиску компромисса. Сложно переоценить роль председательства. Во многом от его умения действовать и высказываться непредвзято и с учетом позиций и «красных линий» всех государств (именно такой мандат заложен в решении СМИД ОБСЕ в Порту и решении Постсовета 485 от 28 июня 2002 г.) зависит, сможем ли мы воспользоваться уникальными преимуществами ОБСЕ или замкнемся на разногласиях. В этой связи весьма важно подкрепить динамику уже запущенных в ОБСЕ диалоговых форматов, таких как «структурированный диалог». Только так, шаг за шагом, накапливая объединительную повестку, мы можем двигаться вперед, создавать фон для возможного возобновления концептуального разговора о будущем европейской безопасности.

Безусловно, ОБСЕ необходимо адаптироваться. Незамедлительного решения требует вопрос о правовом статусе Организации, который может быть решен только через скорейшую разработку и принятие ее учредительного документа (Устава). Нужно исправлять тематические и географические перекосы в ее деятельности, приблизиться к выработке единых правил работы исполструктур. Важно, наконец, добиться эффективного использования изначального предназначения ОБСЕ - предотвращать и разрешать кризисные ситуации. Именно в этой сфере от будущего председательства потребуются кропотливые и честные усилия по равному учету позиций всех сторон конфликтов, поддержке налаженных переговорных форматов. 

Первоочередной вызов - разрешение внутриукраинского конфликта. Прочное урегулирование возможно только через прямой диалог Киева с Донецком и Луганском в Контактной группе и полное выполнение Минского «Комплекса мер», одобренного резолюцией 2202 СБ ООН. Киев должен наконец прекратить обстрелы собственных граждан на Донбассе, снять с региона блокаду и предоставить ему особый конституционный статус. Разделяем оценки о стабилизирующей роли Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Готовы и впредь поддерживать ее работу в строгом соответствии с действующим мандатом.

Рассчитываем и на содействие председательства переговорам по приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, поддержку диалога в рамках международных Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье. Повышенного внимания требует ситуация на Западных Балканах, в частности в сербском крае Косово, в целях предотвращения всплесков насилия.

Одно из перспективных направлений взаимодействия в ОБСЕ - сотрудничество в рамках первой «корзины». Считаем важным не снижать планку, заданную итальянским председательством в борьбе с терроризмом. Нашей общей целью остается создание глобального антитеррористического фронта. В т.ч. через консолидацию усилий по противодействию феномену иностранных террористов-боевиков и опасности, связанной с их возвращением из зон конфликтов. Перед нами стоит задача противодействия любой подпитке террора - будь то финансовая, материально-техническая или идеологическая. Рассматриваем борьбу с экстремизмом исключительно в контексте антитерора, при этом она должна основываться на международно-правовой антитеррористической базе при лидирующей роли государств и их компетентных органов.

         Предлагаем будущему словацкому председательству повысить профиль ОБСЕ на антинаркотическом направлении. По данным ООН, масштабы незаконного производства и оборота наркотиков в последние годы бьют новые печальные рекорды, что негативно сказывается на безопасности в мире, и в зоне ответственности ОБСЕ в частности. У Организации есть необходимый инструментарий и потенциал, чтобы эффективно противостоять этой угрозе.

         Готовы и далее искать точки соприкосновения по тематике безопасности ИКТ. Предлагаем сосредоточиться на выполнении мер доверия и совместно подумать, как повысить отдачу от усилий ОБСЕ для уменьшения рисков возникновения конфликтов в цифровом пространстве.

         Что касается стремления плотнее заняться продвижением реформы сектора безопасности, то исходим из того, что концепция должна основываться на профильной резолюции 2151 СБ ООН. Она не универсальна, применима только к государствам, выходящим из конфликтов или находящимся в фазе постконфликтного восстановления.

Господин Государственный секретарь,

Разделяем настрой на активизацию деятельности ОБСЕ на экономико-экологическом треке. Положительно оцениваем представленные приоритеты во второй «корзине». Тематика 27-го Экономфорума «Содействие экономическому прогрессу и безопасности в регионе ОБСЕ в «цифровую» эпоху через энергетическое сотрудничество, новые технологии, надлежащее управление и взаимосвязанность» является, на наш взгляд, актуальной для всех государств-участников, позволяет задействовать объединительный потенциал второго измерения.

Проблематика энергетического сотрудничества, взаимосвязанности, надлежащего управления, в т.ч. и в природоохранной сфере, давно в повестке дня ОБСЕ. Есть опыт и успешные наработки. Если удастся избежать политизации дискуссий, втягивания в обсуждение вопросов, имеющих прикладное значение и решаемых в формате двусторонних отношений, то сможем сфокусироваться на действительно масштабной задаче построения общего экономического пространства от Ванкувера до Владивостока. Полезно задействовать ОБСЕ для расширения контактов между ведущими интеграционными объединениями в зоне ее ответственности, а именно - между ЕС и ЕАЭС.

Добавленную стоимость может иметь и расширение повестки дня работы второго измерения, в т.ч. за счет изучения последствий внедрения новейших технологий в экономику. Тема эта перекликается с вопросами «цифровой» экономики, которые прорабатывает итальянское председательство, но для ОБСЕ новая и потребует привлечения экспертного потенциала Офиса Экономкоординатора, подключения интеллектуальных ресурсов государств-участников. Мы готовы участвовать в предстоящих обсуждениях. Важны и вопросы реагирования на природные и техногенные катастрофы.

Рассчитываем на продолжение усилий по оптимизации деятельности ОБСЕ, исправление перекоса в сторону гуманитарной «корзины» и устранения тематического дисбаланса в ее наполнении.

Плодотворной работе на этом направлении мешают попытки использовать права человека в качестве инструмента внешней политики. Любая новая тема в третьей «корзине» с трудом пробивает себе дорогу. Вместо совместного поиска путей решения проблем мы зачастую слышим лишь пустые нравоучения. Считаем, что наша Организация достойна большего, да и создавалась она не для этого.

Необходимо трезво взглянуть на ситуацию «на земле». Что в реальности? Попустительство ультрарадикальным движениям, оправдание неонацистов и их пособников, разжигающее расовую и этническую ненависть. Вместо признания очевидных фактов и принятия соответствующих мер, отдельные государства пускаются в рассуждения о свободе слова. А то и открыто блокируют обсуждение этих тем.

По-прежнему остро стоит проблема преследования СМИ по признаку их принадлежности к тому или иному государству и введения ограничительных мер за высказанную ими точку зрения или показ неугодных программ. Давление на журналистов по политическим мотивам, запрет на въезд в страну или недопуск на отдельные мероприятия, депортация, черные списки работников СМИ - все эти антидемократические шаги в ряде стран стали нормой. Пресекать подобные явления не позволяют двойные стандарты в подходах к защите свободы выражения мнения.

Требуется постоянное внимание ОБСЕ к таким вопросам, как защита прав нацменьшинств, права детей, противодействие торговле людьми, применение и оправдание пыток, ликвидация безгражданства, социальные и экономические права, сохранение историко-культурного наследия, дискриминация в спорте.

Необходимо солидарно противостоять всем формам религиозного фанатизма. Дискуссии о «рабочем определении» антисемитизма пора соотносить с уже имеющимися наработками в международно-правовом поле, в частности, с решениями Нюрнбергского трибунала и положениями Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. И эти усилия должны быть наконец дополнены разработкой деклараций о противодействии нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман и христиан, как государства-участники договорились на СМИД ОБСЕ в Базеле в 2014 г. Сохраняет актуальность и вопрос выработки общих, согласованных всеми государствами-участниками стандартов и правил электорального мониторинга.

Господин Государственный секретарь,

Россия настроена на конструктивное взаимодействие с дружественной Словакией. Готовы всячески помогать в обеспечении успешного председательства в ОБСЕ.

Желаем вам удачи.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

 

   Russia Today              ad11                            http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg