Новости

Назад

Выступление директора 2-го Департамента стран СНГ МИД России А.Ю.Руденко на специальной сессии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности «Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной», Вена, 26 июня 2018 года

Выступление директора 2-го Департамента стран СНГ МИД России А.Ю.Руденко

на специальной сессии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности

«Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной»,

Вена, 26 июня 2018 года

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги!

Не собираюсь вступать в полемику относительно характеристик того, что сейчас происходит на Украине. Это не главный предмет нашей встречи. Оценки России хорошо известны, они базируются на международном праве и подтвержденных фактах, а не на фейках из разряда Солсбери или «воскресшего Бабченко». Принимаем во внимание позицию тех стран, которые не разделяют наше видение. Однако различия в подходах на первопричины кризиса не означают невозможность совместных усилий для его разрешения. Предлагаем заняться именно этим – в духе прагматизма, без ярлыков и пропаганды. К сожалению, выступления представителей многих государств показывают отсутствие серьезного желания действовать таким образом.

Россия как никто другой заинтересована в скорейшем урегулировании ситуации на юго-востоке Украины. Меньше чем кому-либо нам нужен кровоточащий очаг нестабильности вблизи границ – будь то активная военная фаза или «замороженное» состояние. С Украиной нас соединяют тысячелетия совместной истории, родственные, культурные и гуманитарные связи. И мы никуда друг от друга не денемся.

Мы и сегодня слышали о том, что Россия «ведет войну» с Украиной, поддерживает неких "террористов". Верховная Рада даже успела законодательно окрестить нас «страной-агрессором». Однако никакого состояния войны не объявлено, функционируют дипломатические и консульские представительства, миллионы граждан в рамках взаимного безвизового режима свободно путешествуют к родным и близким через российско-украинскую границу – только в 2017 году порядка 6 млн пересечений границы. К тому же, "террористов" на территории провозглашенных республик, кроме Верховной Рады, так  никто и не обнаружил, включая украинские суды, не говоря уже о других странах  и профильных международных организациях. 

Приведу некоторые цифры. По данным Госкомитета Украины по статистике, взаимный товарооборот в 2017 году вырос на 28,6%, достигнув порядка 12 млрд долл. США. Россия по-прежнему занимает первое место по объему торгового оборота, а по итогам ушедшего года заняла третью строчку в списке крупнейших инвесторов на Украине, вложив в ее экономику 4,4 млрд долл. США. В первом квартале текущего года взаимная торговля товарами и услугами выросла еще на 14 процентов. В России живут и работают свыше 2 млн украинских граждан, содержа свои семьи в идущей семимильными шагами в Европу Украине. Президент Украины П.А.Порошенко регулярно звонит Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Странная какая-то «агрессия» получается.

Россия сделала немало, а, возможно, даже больше, чем кто-либо другой, для содействия урегулированию кризиса на Украине. Свою посредническую функцию Россия видит в содействии сторонам конфликта – Киеву, Донецку и Луганску – в поиске компромиссных развязок, позволяющих  гарантировать жизнеспособное урегулирование на долгосрочную перспективу. Мы готовы поддержать любые договоренности сторон, которые будут достигнуты в рамках их прямого диалога.

Все необходимые дипломатические предпосылки для этого имеются.  Это – минский «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года, представляющий собой ясную "дорожную карту". Действуют переговорные площадки - минская Контактная группа и "нормандский формат". Недавние контакты в рамках «нормандского квартета» - на уровне министров иностранных дел и внешнеполитических помощников – внушают осторожный оптимизм. Заинтересованы в продолжении консультаций с США по Украине через отдельный канал связи.

В принципе, конфликт вокруг Донбасса – по сравнению с другими кризисами на пространстве ОБСЕ – мог бы быть решен довольно быстро. Нужна лишь готовность выполнить все то, о чем уже договорились.  Прежде всего, на высшем уровне - в Париже в 2015 г. и Берлине в 2016 г. Речь, в первую очередь, о выполнении Рамочного соглашения о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года, одобренного лидерами стран «нормандского формата» в Берлине 19 октября 2016 года. Необходимо как можно скорее завершить разведение сил и средств в трех пилотных участках - Петровском, Золотом и Станице Луганской, и приступить к согласованию новых. К сожалению, достигнутое в 2016 году  разведение в Петровском и Золотом было сорвано, а в Станице Луганской так и не началось. Провал в разведении не мог не отразиться на ухудшении ситуации в других областях – поддержании режима перемирия, отводе тяжелой техники, разминировании и т.д. Последствия этого наблюдаем сейчас на линии соприкосновения, где участились обстрелы и возросло число жертв с обеих сторон.

В 2014 г. Россия откликнулась на просьбу Президента П.А.Порошенко и направила 75 офицеров в состав Совместного центра по контролю и координации (СЦКК) для содействия режиму прекращения огня. К сожалению, украинская сторона сделала их работу невозможной, вынудив нас отозвать их в конце 2017 года. Тем не менее, мы готовы рассмотреть возвращения российских офицеров в СЦКК. Наши соответствующие соображения у украинских партнеров имеются. Необходимо законодательно закрепить их юридический статус и гарантии безопасности наших офицеров, утвердить, например, в Контактной группе, положение об СЦКК (регламент), снять требования о передаче военнослужащими своих биометрических и персональных данных при пересечении границы, возвратить в СЦКК представителей Донбасса, принимавших участие в его работе ранее.

К сожалению, не вызывает оптимизма ситуация и на политическом треке. Украинская сторона продолжает уклоняться от закрепления на бумаге неоднократно подтвержденной на "нормандских саммитах» «формулы Штайнмайера», регулирующей введение в действие закона об особом статусе Донбасса. Пробуксовывает работа по закону о выборах, внесению поправок в Конституцию, осуществлении амнистии.

С упорством достойным лучшего применения, в Киеве воспроизводят условия, ставшие "триггером" конфликта в 2014 году. В феврале с.г. вступил в силу закон о т.н. «реинтеграции», закладывающий правовые основы для военного решения конфликта в Донбассе. Не добавляют симпатий жителям Донецка и Луганска и планы Киева относительно запретов на использование русского языка, дискриминационная реформа сферы образования, попытки разрушить хрупкое межконфессиональное равновесие. Создается впечатление, что украинские власти намеренно ведут дело к тому, чтобы еще больше отрезать от себя население Донбасса. Такое впечатление усиливается откровенным попустительством Киева бесчинствам радикальных националистов. Эту озабоченность разделяют международные правозащитные организации - «Human Rights Watch», «Amnesty International», «Front Line Defenders», «Freedom House», - выступившие 14 июня с.г. с открытым письмом к украинским властям. Возмутительным считаем сегодняшний запрет на въезд на Украину двум российским журналистам для участия в конференции ОБСЕ, организованной Представителем ОБСЕ по свободе СМИ А.Дезиром.

Продолжается введенная Киевом торгово-экономическая блокада Донбасса, стоившая украинскому бюджету в 2017 году 1,8 млрд долл. США прямых убытков. Для недопущения гуманитарной катастрофы Россия оказывает населению Донбасса гуманитарную помощь. С 2014 года в отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины направлено 77 российских автоколонн с гуманитарной помощью объемом грузов свыше 75 тысяч тонн, которую имели возможность инспектировать украинские пограничники и таможенники. Ведь если бы они этого делать не могли, наверное, они бы давно покинули территорию России. 

В конце 2017 г. при посредничестве Русской православной церкви вместе с УПЦ состоялся самый масштабный обмен удерживаемыми лицами между Киевом и Донбассом. Были освобождены более 300 человек, из которых 233 смогли вернуться в Донецк и Луганск и 73 – в Киев. Продолжим усилия с целью вывода сторон конфликта на конечную реализацию обмена по принципу «всех на всех», как это и предусмотрено п.6 «Комплекса мер».

Вместо заключения, повторюсь. Все условия для прекращения конфликта в Донбассе существуют – дипломатические, логистические, материальные. Нужна лишь воля и политическая ответственность реализовать взятые на себя обязательства. Нужно желание Киева, несмотря на предвыборную конъюнктуру, продемонстрировать не на словах, а на деле готовность учитывать интересы  Донбасса. Нужна ответственная позиция "внешних игроков", особенно тех, кто претендуют на звание посредников или "фасилитаторов" - поставки летального оружия Украине вряд ли этому способствуют. Минский «Комплекс мер» должен и может стать для Киева не капитуляцией, а ключом к восстановлению целостности государства.

Выражаем отдельную благодарность руководству и всем наблюдателям СММ ОБСЕ, работающим на Украине в непростых условиях. Решительно осуждаем любые запугивания и угрозы в адрес наблюдателей, откуда бы они ни исходили, ограничения свободы их передвижения. В этой связи в очередной раз призываем к серьезной работе над российским проектом резолюции СБ ООН об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ на юго-востоке Украины. К сожалению, до сих пор ни одна из стран-партнеров свои поправки и предложения к его тексту так и не представила.

Спасибо за внимание.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

 

 

   Russia Today              ad11                            http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg