Новости

Назад

Выступление С.Н.Губарева по теме «Конфликты и кризисные ситуации в зоне ОБСЕ: укрепление безопасности и доверия», Вена, 26 июня 2018 года

Выступление Посла по особым поручениям МИД России С.Н.Губарева на рабочей сессии I Ежегодной конференции ОБСЕ

по обзору проблем в области безопасности «Конфликты и кризисные ситуации в зоне ОБСЕ: укрепление безопасности и доверия»,

Вена, 26 июня 2018 года

Уважаемые коллеги,

Господин Председатель, господа!

Хотел бы довести до участников столь представительного форума взгляд Российской Федерации на современное состояние процесса приднестровского урегулирования.

В 2016 г. спецпредставитель по приднестровскому урегулированию немецкого председательства в ОБСЕ посол Корд Майер-Клодт сказал примечательную фразу о том, что в приднестровской ситуации мы имеем не «замороженный конфликт», а «замороженное урегулирование». Я взял ее на вооружение, хотя неизменно отмечаю авторство немецкого дипломата.

Однако за последний год, похоже, и сам процесс урегулирования начинает постепенно «размораживаться».

Мы все были воодушевлены в конце прошлого года явно наметившимся новым этапом в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. В ноябре в результате более чем 30 встреч рабочих групп Молдавии и Приднестровья были подписаны четыре соглашения о сотрудничестве в решении социально значимых для населения обоих берегов проблем. Тогда же был открыт для автомобильного движения мост между молдавским селом Гуру-Быкулуй и приднестровским селом Бычок, что глубоко символично.

24 апреля 2018 года стороны пришли к согласию по очень сложному вопросу – о механизме участия некоммерческого автотранспорта Приднестровья в международном автодорожном движении.

Откровенный и предметный анализ хода исполнения достигнутых договоренностей был проведен сторонами, посредниками и наблюдателями в переговорном процессе в ходе состоявшегося в Риме 29-30 мая заседания формата «5+2».

Было зафиксировано частичное выполнение достигнутых сторонами договоренностей, намечены пути дальнейшего продвижения в их решении. Так, уже до конца июня должна быть согласована «дорожная карта» реализации договоренности об организации взаимодействия в области телекоммуникаций, хотя пока еще и сохраняются концептуальные противоречия по распределению частот диапазона мобильной связи. Подтверждено обязательство приднестровской стороны практически решить вопрос о землепользовании в Дубоссарском районе до 1 августа 2018 года, а также взаимные обязательства Кишинева и Тирасполя создать в Бендерах и Рыбнице соответствующую инфраструктуру с обученным персоналом для запуска с 1 сентября 2018 года механизма выдачи приднестровскому некоммерческому автотранспорту нейтральных номерных знаков.

Одним словом, Кишинев и Тирасполь подтвердили нацеленность на выполнение принятых на себя обязательств в согласованные сроки.

К сожалению, до сих пор нет продвижения по пути решения проблемы политически мотивированных уголовных дел, возбужденных Кишиневом против заметного числа приднестровских официальных лиц. Несмотря на «жесты доброй воли» приднестровской стороны, чувствуется, что в Кишиневе не готовы отказаться от этого метода давления на Тирасполь. Такой подход едва ли соответствует как букве, так и духу переговорного процесса.

Римская встреча вновь со всей остротой подтвердила необходимость разработки механизма имплементации в национальное законодательство достигаемых в рамках формата «5+2» договоренностей. Это – единственный практический путь решения существующих в отношениях между берегами проблем. Сейчас в дополнение к переданному в 2016 году участникам формата в ходе Берлинской встречи российскому предложению на этот счет свое видение соответствующего механизма представила приднестровская сторона. Считаем необходимым перейти к обсуждению вопроса по существу. Убеждены, что такой механизм позволит повысить дисциплину в выполнении Кишиневом и Тирасполем взаимных обязательств, придав им необратимый и устойчивый характер.

Римское заседание формата «5+2» еще раз показало, что даже серьезные разногласия между Кишиневом и Тирасполем могут быть преодолены. В этом контексте видим роль формата «5+2» не только в контроле выполнения достигнутых договоренностей, но и в анализе возможностей дальнейшего продвижения процесса урегулирования. «Коллективный разум» этой переговорной международной площадки уже не раз подтверждал свою состоятельность. Настаиваем на том, что переговорный процесс должен идти ритмично. В регламентирующих документах переговорного формата предусмотрено пять-шесть официальных встреч в год. К работе именно по такому графику и надо стремиться. Рассчитываем на восстановление контактов и в оправдавшем себя формате «Баварская конференция», которая уже внесла свой вклад в создание доверия между берегами Днестра.

Никто, как представляется, не оспаривает идею, что решением приднестровской проблемы может быть только компромисс, достигнутый мирным путем за столом переговоров. А это означает настойчивые поиски такого решения, при котором стороны откажутся от своих максималистских требований и ожиданий в пользу выработки жизнеспособной модели дальнейшего сосуществования, которая будет одобрена населением и Молдавии, и Приднестровья. На данном этапе главное – реализация тактики «малых шагов», налаживание взаимодействия между берегами Днестра путем решения конкретных вопросов, создание обстановки доверия.

На этом фоне контрпродуктивной является вброшенный Кишиневом провокационный проект резолюции ГА ООН «Полный и безусловный вывод иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова». Воспринимаем это как удар по позитиву переговорного процесса, осложняющий и без того непростую ситуацию в регионе.

Российская Федерация разочарована не только молдавской инициативой, но и тем, что ряд стран сочли для себя возможным присоединиться к столь опасной и одиозной инициативе в качестве соавторов.

С трагических событий 1992 г. прошло не так много времени и тем удивительнее, что действующие политики успели забыть тот факт, что только благодаря своевременному вмешательству российских войск было прекращено кровопролитие на Днестре и созданы условия для запуска процесса мирного урегулирования.

Хочу подчеркнуть, что Приднестровье является единственным регионом в Восточной Европе, где после ввода российских войск не возобновлялись военные действия и сейчас российский воинский контингент является там гарантом мира и стабильности.

Данная инициатива Кишинева может скомпрометировать хрупкий прогресс, наметившийся в последние месяцы в приднестровском урегулировании.

Примечательно, что в самом руководстве Республики Молдова нет единства в отношении указанной резолюции, как это следует из Специального заявления Президента Республики Молдова от 19 июня 2018 г. Этот шаг является откровенным рекламным ходом части политических деятелей в Кишиневе в преддверии приближающихся парламентских выборов.

Надеемся, что не только молдавские политики, но и все мировое сообщество будет ответственно подходить к любым действиям на треке «замороженных» конфликтов, к которым относится и продолжающийся более четверти века конфликт на Днестре, поддерживать не деструктивные, а созидательные усилия тех, кто реально заинтересован в справедливом жизнеспособном политическом решении приднестровской проблемы.

Благодарю за внимание.


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

 

   Russia Today              ad11                            http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg