Постоянное Представительство Российской Федерации при ОБСЕ
Телефон: +43 (1) 280 27 62, +43 (1) 283 69 92
/
01 марта / 2019

О ходе выполнения Минских соглашений

О ходе выполнения Минских соглашений

«Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» подписан участниками Контактной группы 12 февраля 2015 года, одобрен лидерами «нормандской четверки», резолюцией 2202 СБ ООН, поддержан в заявлении Председателя СБ ООН от 6 июня 2018 г. Признается всеми сторонами в качестве безальтернативной основы урегулирования конфликта в Донбассе. Он предусматривает обязательства сторон – Киева, Донецка и Луганска – по осуществлению взаимных шагов в области политики и безопасности, гуманитарной и социально-экономической сферах.

В Минских соглашениях нет ни слова о каких бы то ни было обязательствах России. Попытки подтасовать факты, переложить на нашу страну ответственность за «пробуксовку» Минских соглашений лишь подталкивают украинское руководство к новым авантюрам, отдаляют реальную перспективу урегулирования, обрекают жителей Донбасса на новые страдания.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. по киевскому времени 15 февраля 2015 г.

Активные боевые действия прекращены, однако режим прекращения огня (РПО) не соблюдается. С 1 января по 22 февраля 2019 г. СММ зафиксировала свыше 43 тыс. нарушений РПО (из них взрывов – свыше 8,7 тыс.). ВСУ «лидируют» по количеству обстрелов, когда на основе отчетов СММ можно определить стрелявшую сторону – 1300 случаев против 899 у ополчения. Украинские силовики осуществляют «ползучее наступление» в «серой зоне» на линии соприкосновения, занимают населенные пункты (в конце декабря 2018 г. советник президента Украины Ю.Бирюков отрапортовал, что ВСУ заняли почти всю территорию «серой зоны»). С 2015 г. ВСУ вошли в н.п.Широкино, Виноградное, Павлополь, Пищевик, Гнутово, Травневое, Гладосово, в 2018 г. – в Новолуганское, Авдеевскую промзону, Золотое-4, Южное, Рассадки. Украинская сторона по-прежнему не соблюдает согласованные в Контактной группе (КГ) перемирия (“ceasefire recommitments”). Всего они объявлялись 14 раз, включая нынешнее «новогодне-рождественское» перемирие (в силе с 29 декабря 2018 г.) Киев уклоняется от согласования в КГ дополнительных мер по деэскалации, включая запрет на диверсионную деятельность.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. по киевскому времени 15 февраля 2015 г.

Активные боевые действия прекращены, однако режим прекращения огня (РПО) не соблюдается. С 1 января по 22 февраля 2019 г. СММ зафиксировала свыше 43 тыс. нарушений РПО (из них взрывов – свыше 8,7 тыс.). ВСУ «лидируют» по количеству обстрелов, когда на основе отчетов СММ можно определить стрелявшую сторону – 1300 случаев против 899 у ополчения. Украинские силовики осуществляют «ползучее наступление» в «серой зоне» на линии соприкосновения, занимают населенные пункты (в конце декабря 2018 г. советник президента Украины Ю.Бирюков отрапортовал, что ВСУ заняли почти всю территорию «серой зоны»). С 2015 г. ВСУ вошли в н.п.Широкино, Виноградное, Павлополь, Пищевик, Гнутово, Травневое, Гладосово, в 2018 г. – в Новолуганское, Авдеевскую промзону, Золотое-4, Южное, Рассадки. Украинская сторона по-прежнему не соблюдает согласованные в Контактной группе (КГ) перемирия (“ceasefire recommitments”). Всего они объявлялись 14 раз, включая нынешнее «новогодне-рождественское» перемирие (в силе с 29 декабря 2018 г.) Киев уклоняется от согласования в КГ дополнительных мер по деэскалации, включая запрет на диверсионную деятельность.

 

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

  • для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
  • для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

Донецк и Луганск досрочно, а Киев с некоторым опозданием объявили о завершении отвода вооружений, но нередко отмечаются факты их отсутствия в местах хранения (в динамике за 2018 г. и начало 2019 г. – больше у ВСУ). По вине Киева фактически сорвана реализация Рамочного соглашения о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 г. (эти договоренности были также единодушно поддержаны лидерами стран «нормандской четверки» на саммите в Берлине 19 октября 2016 г.). Бойкотировав разведение в Станице Луганской, ВСУ вернулись и укрепляются на позициях в н.п. Петровское и Золотое, где ранее этот процесс был успешно осуществлен.

 

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

СММ осуществляет мониторинг ситуации в Донбассе (там трудятся свыше 600 наблюдателей Миссии). Препятствия мониторингу случаются по обе стороны от линии соприкосновения. С 1 января по 22 февраля 2019 г. ВСУ лидируют по препятствованию БПЛА СММ: 10 случаев против 8 у ополченцев, из них над подконтрольной ВСУ территорией 7 фактов глушений БПЛА СММ дальнего радиуса действия, у ополченцев – 4. Зафиксированы факты препятствования ВСУ мониторингу вблизи ж/д станций в Донбассе, через которые осуществляется подвоз тяжелых вооружений (Константиновка, Хлебодаровка). На подконтрольной Киеву территории целые районы закрыты от доступа СММ под предлогом «минной угрозы». С 1 января по 22 февраля 2019 г. СММ 43 раза посещала пункты пропуска на российской границе.

 

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Киев избегает прямого диалога с Донецком и Луганском в КГ по политическим вопросам, отвергает компромиссные предложения по модальностям выборов в Донбассе, настаивая на выгодных ему условиях, позволяющих де-факто закрепить свой контроль над политическими процессами и их результатами в Донбассе. Киев и ряд западных партнеров под разными предлогами периодически будируют тему ввода в отдельные районы Донецкой и Луганской областей международных миротворческих или полицейских сил с правом организации и администрирования местных выборов.

 

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Закон «О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» принят Верховной Радой Украины 16 сентября 2014 г., но до сих пор не вступил в силу. Киев отказывается амнистировать ополченцев Донбасса по аналогии с «революционерами» Майдана.

 

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

До сих пор процесс обмена не завершен. Последний и самый масштабный за все время конфликта обмен состоялся 27 декабря 2017 г. (в Донецк и Луганск вернулись 231 человек, в Киев – 73 человека). Обменный список был больше, но в последний момент Киев исключил из него свыше 70 человек. Представители Украины отказываются согласовывать в КГ и вариант обмена по формуле «всех установленных на всех установленных».

 

 

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

Этому препятствует полная транспортная, экономическая, продовольственная и социальная блокада Киевом Донбасса. Для недопущения гуманитарной катастрофы в регион поступает гуманитарная помощь из России (гумконвои МЧС – по состоянию на 28 февраля 2019 г. направлено 84 колонны с гумгрузами общим весом свыше 78 тыс. тонн). Украинские пограничники и таможенники принимают участие в досмотре этих конвоев – это подтверждают наблюдатели ОБСЕ на российских погранпунктах «Гуково и Донецк», приглашенные Россией в качестве жеста доброй воли. СММ наблюдает за прохождением конвоев и распределением гумпопощи в Донбассе.

С подконтрольной Киеву территории Украины (через КПВВ «Новотроицкое») в регион также поступают гуманитарные грузы по линии МККК.

 

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

1 марта 2017 г. украинские власти ужесточили и узаконили социально-экономическую блокаду Донбасса, де-факто установленную ими еще в 2014 г. 15 марта 2017 г. решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) установлена транспортная блокада Донбасса. Банковская система региона не восстановлена. Международный механизм для облегчения переводов не создан. Не получила развития и франко-германская идея запуска пунктов мобильных пунктов банковского обслуживания вдоль линии соприкосновения.

Украина отказывается от перечисления пенсий и социальных пособий жителям Донбасса. Получение этих денежных выплат возможно только на подконтрольной Киеву территории и обусловлено оформлением статуса внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Жители Донбасса вынуждены простаивать огромные очереди на линии соприкосновения, чтобы посетить учреждения Пенсионного фонда Украины. С 21 декабря 2018 г. в очередях скончалось 14 пожилых людей.

 

 

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционной реформы) к концу 2015 года при условии выполнения пункта в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

Украина уклоняется от конкретных шагов на основе прямого диалога с Донецком и Луганском по достижению всеобъемлющего политического урегулирования и тем самым препятствует созданию предпосылок для восстановления своего полного контроля над границей.

 

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

Украиной не обеспечен вывод иностранных вооруженных наемников и военной техники, не произведено разоружение т.н. националистических батальонов, которые фактически были легализованы и инкорпорированы в состав ВСУ и других силовых структур. В феврале 2019 г. бывший такой батальон, а ныне полк Нацгвардии (входит в структуру МВД) Украины «Азов» был возвращен на линию соприкосновения. ВСУ применяют закупленную иностранную военную технику, (в январе-феврале с.г. СММ неоднократно фиксировала нахождение вблизи линии соприкосновения английских БТР «Саксон»). Специалисты стран НАТО обучают ВСУ «искусству войны» в учебных центрах на западе, юге и в центральной части Украины.

 

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании до конца 2015 года.

Не обеспечено законодательное закрепление особого порядка местного самоуправления в Донбассе (особого статуса Донбасса) на постоянной основе Соответствующий закон хотя и принят в сентябре 2014 г., но носит временный характер (срок его действия истекает 31 декабря 2019 г.), не вступил в силу и не применяется на постоянной основе.

Киев не выполняет достигнутую лидерами «нормандской четверки» на саммитах в Париже 2 октября 2015 г. и в Берлине 19 октября 2016 г. договоренность, предусматривающую введение в действие закона об особом статусе Донбасса по «формуле Штайнмайера» (на временной основе в день выборов в местные органы власти и на постоянной основе – после публикации итогового отчета БДИПЧ ОБСЕ).

24 февраля 2018 г. вступил в силу закон Украины о т.н. «реинтеграции» Донбасса, переформатировавший силовую операцию в военную и фактически исключающий возможность политического урегулирования.

22 января 2019 года П.Порошенко заявил, что на Украине «не будет никаких автономий и  специальных статусов».

Приняты и вступили в силу законодательные акты, ограничивающие предусмотренное п.11 право на языковое самоопределение (законодательные ограничения использования русского языка, в том числе закон «Об образовании»). На рассмотрении Верховной Рады находятся законопроекты, вводящие дополнительные языковые рестрикции («Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного и т.д.).

 

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Киев избегает прямого диалога с представителями Донбасса о модальностях проведения местных выборов, не принимает во внимание и предложения Донецка и Луганска по этому вопросу, передававшиеся украинской стороне в рамках профильной подгруппы КГ.

 

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Созданы и функционируют четыре рабочие подгруппы (по безопасности, политическим, экономическим и гуманитарным вопросам). Вместе с тем отчетливо прослеживается линия Украины на маргинализацию механизмов КГ, блокирование работы подгрупп.

 

Все это говорит о том, что истинной целью Киева и его покровителей остается не всеобъемлющее урегулирование, а получение контроля над территорией отдельных районов Донецкой и Луганской областей без предоставления им полноценной автономии, децентрализации и амнистии.