Постоянное Представительство Российской Федерации при ОБСЕ
Телефон: +43 (1) 280 27 62, +43 (1) 283 69 92
/

А.К.Лукашевич на выступление Председателя Комитета министров Совета Европы, зам.госсекретаря МИД Италии Б.Делла Ведова, 3 февраля 2022 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

3 февраля 2022 года

 

На выступление Председателя Комитета министров

Совета Европы, зам.госсекретаря МИД Италии Б.Делла Ведова

 

Уважаемый господин Председатель,

Рады приветствовать уважаемого господина Бенедетто Делла Ве́дова на заседании Постоянного совета. Хотелось бы отметить своевременность Вашего выступления на нашей площадке.

Думаю, никого в этом зале не удивит мой тезис о том, что Европа сейчас находится в стадии перелома. Ценностная трансформация, охватившая западные общества, рушит классические представления о построении единого правового и гуманитарного пространства. Под натиском идей неолиберализма размывается создаваемая веками многогранная европейская идентичность. Европейцы вовлечены в интеллектуальный поиск своего места в стремительно меняющемся мире на фоне того, как философия строительства «общего европейского дома» пала жертвой евроатлантической солидарности под надуманными предлогами о внешних угрозах. Издержки этого процесса самоидентификации во многом и являются исходной точкой тех кризисных тенденций в Евро-Атлантике.

С сожалением приходится констатировать, что призванное быть единым европейское пространство обрастает новыми барьерами. Это и колючая проволока множащихся, как грибы после дождя, объектов военной инфраструктуры НАТО, вплотную приблизившихся к российским границам. Это и нелегитимные санкционные режимы с привкусом банального торгово-экономического протекционизма. Это и санитарно-эпидемиологические преграды, делящие людей на привитых «правильными» и «неправильными» вакцинами и ограничивающие реализацию их социально-экономических прав. При этом фундаментальным препятствием является агрессивное формирование мировоззренческих парадигм с избирательной трактовкой своих обязательств и девальвацией коллективных основ урегулирования противоречий с учетом взаимного интереса.

На этом фоне рассчитываем, что заступившая в ноябре прошлого года на полугодичную «вахту» в Страсбурге Италия внесет свой вклад в оздоровление обстановки. Подходы Рима во многом созвучны российскому пониманию деполитизированной и многоотраслевой работы в Совете Европы. В частности, заслуживает поддержки стремление развивать взаимодействие в области культуры (как известно, на апрель с.г. планируется конференция министров культуры – впервые с 2013 г.), регулирования искусственного интеллекта (уже стартовала работа над проектом соответствующей конвенции), межрелигиозного диалога (изучается возможность проведения конференции высокого уровня – впервые с 2017 г.).

Италия встала на «капитанский мостик» в непростое и с санитарно-эпидемиологической точки зрения время. Каждый день сводки по заболеваемости бьют все новые рекорды практически во всех странах. Как Вы правильно отметили в своем выступлении в Парламентской ассамблее Совета Европы 25 января с.г.: «...пандемия остается одним из наиболее сложных вызовов». В подобных условиях считаем особенно важным сплотиться для защиты жизни и здоровья наших граждан, не допустить ухудшения социально-экономического положения людей. В этой связи поддерживаем Ваш призыв к скорейшему присоединению как можно большего числа стран к Конвенции СЕ о борьбе с контрафактом медицинской продукции МЕДИКРИМ, а также активному продвижению социальных прав на основе Европейской социальной хартии.

На фоне упомянутых вызовов необходимо вернуться к объединительной повестке дня на советоевропейской площадке. Этому должны способствовать обозначенные в программе итальянского председательства такие приоритеты, как защита и расширение прав детей и женщин, работа с молодежью, совершенствование системы правосудия, регулирование искусственного интеллекта, межрелигиозный диалог. Позитивный мультипликативный эффект могли бы иметь взаимодействие в таких сферах, как здравоохранение, спорт, борьба с терроризмом, коррупцией, наркотрафиком, исторические образование.

В нынешнем непростом контексте особое значение приобретает взаимодействие ОБСЕ с Советом Европы. Исходим из того, что деятельность этих двух опорных общеевропейских структур должна выстраиваться в плотной координации во избежание дублирования и распыления ресурсов. Сотрудничество должно быть прозрачным и коллегиальным. Недопустимо применение неконсенсусной методологии, односторонних подходов и конфронтационных формулировок.

Нам необходимо продолжать развивать взаимодействие по четырем приоритетным направлениям, к которым, как известно, относятся борьба с терроризмом и торговлей людьми, обеспечение прав национальных меньшинств, толерантность и недискриминация.

Вместе с тем особое беспокойство по-прежнему вызывает ситуация на Украине, где попрание прав человека, притеснение русского и русскоязычного населения, а также национальных меньшинств носят системный характер. Продолжая «закручивать гайки», Киев демонстративно нарушает международные обязательства, стандарты Совета Европы и даже положения собственной конституции. Взять, к примеру, дискриминационные законодательные акты, сузившие права миллионов граждан в языковой, образовательной и религиозной сферах. Они лишь дополнительно раскалывают общество. За свежими примерами далеко ходить не надо – в январе с.г. вступили в силу новые положения закона о языке, лишающие ряд русскоязычных печатных изданий возможностей беспрепятственного выхода – многие из них будут вынуждены закрыться. Внутреннее законодательство подгоняется в угоду политической конъюнктуре, а рекомендации международных институтов и вовсе игнорируются.

Так, в текущем учебном году все школы с обучением на русском и других языках, не являющихся языками Евросоюза и коренных народов, были вынуждены перейти на украинский. Уже со следующего, 2023 года обучение на родном языке в государственных средних школах станет недоступно и для остальных национальных меньшинств. Киев сознательно проводит линию на вытеснение всего русского, принудительную украинизацию и ассимиляцию неукраиноговорящего населения.

Нынешние украинские власти, пришедшие под лозунгом защиты прав русскоязычных граждан и формирования условий для достижения подлинного общенационального согласия, действуют абсолютно от обратного. В частности, неприкрыто заигрывают с махровыми неонацистами и радикалами всех мастей. С особым размахом и под охраной полиции в стране отмечаются годовщины со дня рождения нацистских пособников, наиболее заметные из которых – С.Бандера и Р.Шухевич. Организаторы шествий с ксенофобскими и расистскими лозунгами приглашаются не на допросы в правоохранительные органы, а на национальные телеканалы. Способствует ли это единству Украины, где в годы войны по команде вышеупомянутых нацистских прихвостней погибли тысячи мирных украинцев и людей других национальностей?

Очевиден ответ и на вопрос о том, отвечают ли дискриминационные практики украинских властей в сфере прав человека задаче формирования общеевропейского пространства.

Не можем не обратить внимание на риски для стабильности системы СЕ, которые несет политизация Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Вердикты, которые Суд выносит по индивидуальным и межгосударственным искам против нашей страны с опорой на сомнительную доктрину «эффективного контроля», не только юридически несостоятельны, но и невыполнимы. Разумеется, мы привержены своим обязательствам в рамках Совета Европы. Однако считаем недопустимым создание искусственных раздражителей в отношениях России с Организацией.

В заключение выражу надежду на то, что лишь сложением усилий нам удастся отвернуть от курса на бесплодную разрушающую конфронтацию. Нельзя позволить Организации утратить свои способности к созидательному сотрудничеству. Россия последовательно выступает в поддержку шагов, направленных на преодоление разногласий и создание атмосферы для выработки компромиссных решений.

Благодарю за внимание