Постоянное Представительство Российской Федерации при ОБСЕ
Телефон: +43 (1) 280 27 62, +43 (1) 283 69 92
/

А.К.Лукашевич в ответ на обращение Генерального секретаря Совета Европы М.Пейчинович-Бурич, 20 апреля 2023 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

20 апреля 2023 года

 

На обращение Генерального секретаря

Совета Европы М.Пейчинович-Бурич

 

Г-жа Генеральный секретарь,

Ваше выступление в очередной раз убедило в правильности решения о прекращении отношений моей страны с Советом Европы. Печально наблюдать, как некогда претендовавшая на созидание единого гуманитарного и правового пространства Организация вырождается в инструмент обслуживания навязываемых извне установок и разрушения духовно-нравственных основ европейской цивилизации. Страсбургская площадка окончательно утратила самостоятельность, погрязла в двуличии и русофобии, эволюционировала в придаток Евросоюза по идеологическому перевоспитанию своей периферии.

Вынуждены констатировать, что руководство Совета Европы включилось в гибридную агрессию, развязанную против России западными странами и их евроатлантическими структурами. Это близорукое решение, которое не принесет пользы этой многосторонней площадке. И Вы,                    г-жа Генеральный секретарь, стали проводником двойных стандартов применительно к международному праву и правам человека. Вы использовали посещение Украины 3 апреля не для предметного разговора с украинскими властями о массовых и грубых нарушениях ими прав человека и основных свобод, а лишь для поддержки неонацистских киевских властей.

В своём заявлении 31 марта Вы вспоминали годовщину т.н. «освобождения Бучи». На деле – инсценировки якобы расправ российских солдат с мирными жителями, что не имеет никакого отношения к реальности. Но при этом не сказали ни слова про действительные преступления киевского режима против населения Донбасса, которые продолжаются уже девять лет. Про обстрелы жилых кварталов и объектов инфраструктуры, школ, больниц и церквей. Про дистанционное минирование украинскими формированиями городов Донбасса противопехотными минами. Про бесчеловечную социально-экономическую и транспортную блокаду Донбасса Киевом в период, когда этот регион формально ещё был в составе Украины.

А чего реально добился Совет Европы в сфере верховенства права на Украине? Почему же «образцовое» с точки зрения Страсбурга украинское правосудие так и не смогло расследовать убийства в 2014 году на киевском «майдане» и в одесском Доме профсоюзов? Почему никто так и не ответил за убийства неугодных журналистов на Украине?

Разумеется, такой подход – намеренного игнорирования неудобных вопросов – относится не только к украинскому сюжету. Функционеры Совета Европы и его профильные структуры на протяжении многих лет обходили вниманием такие тревожные тенденции, как рост неонацизма и расовой дискриминации, религиозной нетерпимости и в других странах-членах Совета Европы. К сожалению, в части, касающейся защиты прав нацменьшинств, ситуацию нельзя признать удовлетворительной. Вместо беспристрастного выполнения своих функций эксперты СЕ зачастую следуют в кильватере стран западного альянса, намеренно замалчивающего проблемы в угодных «коллективному Брюсселю» государствах.

На этом фоне наблюдаем за возней, которую в Страсбурге устроили вокруг подготовки к саммиту в Рейкьявике 16-17 мая. Знаем о попытках создать некие механизмы «судилища» над Россией под предлогом ее действий по денацификации и демилитаризации киевского режима, устроившего многолетнюю бойню населению Донбасса. Напоминаем: любые принятые против России т.н. «трибунальные» или «компенсационные» механизмы будут юридически ничтожными. Ничего, кроме дискредитации Совета Европы и отдельных его государств-членов, они не принесут. Присоединение к инициативе любого государства будем расценивать как враждебный по отношению к Российской Федерации акт. Со всеми вытекающими последствиями. В более широком контексте попытки реализации этих замыслов чреваты непредсказуемым ущербом европейской безопасности и неизбежно усилят военно-политическую напряженность в Евро-Атлантике.

Своими действиями Запад пытается отвести фокус внимания от своих исторических преступлений в отношении других цивилизаций и коренного населения Северной, Центральной и Латинской Америк, Азии, Африки. Притом на фоне продолжающейся неоколониальной эксплуатации многих стран. Некоторые режимы приближают создание в отношении их самих «реестров ущерба» за геноцид целых народов, разграбления их природных ресурсов и культурных ценностей. Предметом отдельных разбирательств будут и кровавые авантюры в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, в которых участвовали не только США, но и некоторые члены Совета Европы. Историческая справедливость будет рано или поздно восстановлена.

В правочеловеческом контексте Россия намерена проявлять «нулевую терпимость» к стремлению Запада использовать структуры Совета Европы для деструктивного воздействия на внутриполитические процессы в России и братской нам Белоруссии под ширмой развития отношений с гражданским обществом. Попытки вмешательства в наши внутренние дела будут жестко просекаться. Интриганство с «политэмигрантами» не пройдет.

Вместо насаждения конфронтации Страсбургу следовало бы сосредоточить свои усилия на формировании объединительной повестки, в том числе во взаимодействии с ОБСЕ. Сотрудничество между двумя организациями должно быть прозрачным и коллегиальным.
Его приоритетные направления определены решением PC.DEC/670 от 28 апреля 2005 года. К ним, как известно, относятся борьба с терроризмом и торговлей людьми, обеспечение прав национальных меньшинств, толерантности и недискриминации. В этом контексте применение неконсенсусной методологии, односторонних подходов и конфронтационных формулировок недопустимо.

И в заключение. Мы тщательно фиксируем все русофобские выпады и инициативы. Иллюзий быть не должно – времена, когда русофобия безболезненно сходила с рук, прошли. Россия будет последовательно защищать свои жизненные интересы и безопасность своих граждан всеми доступными способами.

Что же касается самого Совета Европы, то после ухода России он судорожно пытается найти своё место в нынешних европейских реалиях. И делает это не согласно своим фундаментальным установкам о достижении большего единства на европейском континенте, а наоборот – путём углубления цивилизационного размежевания. Если в Страсбурге не пересмотрят подобную философию, то Совет Европы обречён на растворение в Евросоюзе и НАТО и подчинение исключительно задачам конфронтации. Печальный финал для некогда общеевропейской организации, не находите?

Благодарю за внимание