Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич на выступление Председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ М.Седерфельт, 20 января 2022 года

Комментарии

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

20 января 2022 года

На выступление Председателя

Парламентской ассамблеи ОБСЕ М.Седерфельт

Уважаемая госпожа М.Седерфельт,

Внимательно слушал Ваше выступление. Буду говорить предельно откровенно: оно разочаровало. В сентябре прошлого года в этом зале я подробно разъяснял Вам недопустимость тиражирования однобоких политизированных оценок, углубляющих и цементирующих линии конфронтации на пространстве ОБСЕ. И Вы видите, Ваши оценки тут же использовал Европейский союз для абсолютно неприемлемой агрессивной риторики в своем выступлении. Судя по всему, наши сигналы либо не услышаны, либо осознано игнорируются.

Вы опять возвращаетесь к ошибочному восприятию ситуации на Украине в контексте известных евроатлантических оценок. Но, к сожалению, не с точки зрения согласованных шагов по урегулированию внутриукраинского конфликта, содержащихся в минском «Комплексе мер», одобренном Советом Безопасности ООН. И мы такую евроатлантическую позицию категорически не разделяем. Мы работаем в ОБСЕ, а Минские соглашения и есть «дорожная карта» урегулирования, согласованная в 2015 г. Именно исходя из этих подходов и следует оценивать нынешнюю ситуацию.

Откровенно удивила Ваша интерпретация состоявшихся в Женеве и Брюсселе переговоров по проблематике формирования долгосрочных юридически обязывающих гарантий безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Упрощение сюжета до «большой напряжённости» на приграничных с Украиной территориях свидетельствует о существенном непонимании предмета состоявшихся дипломатических контактов. Поясню: в ходе консультаций Россия представила подробный анализ факторов, которые безотносительно Украины подвели ситуацию в Евро-Атлантике к точке невозврата. Мы предостерегли о неизбежности последствий продолжения военного освоения США и НАТО государств постсоветского пространства и повторили эту точку зрения подробно 13 января на специальном заседании Постоянного совета в присутствии Действующего председателя ОБСЕ.

Озадачил Ваш посыл о необходимости конструктивного диалога по проблематике «европейского порядка в сфере безопасности». Вынужден Вас огорчить – это невозможно, поскольку отсутствует сам предмет для такого обсуждения. Как бы кому ни хотелось, не существует такого понятия, как «европейский порядок в сфере безопасности». Есть международное право, Устав ООН и политические обязательства в рамках ОБСЕ по развитию концепции всеобъемлющей, равной и неделимой безопасности. И именно эта концепция вновь была зафиксирована в 1999 году в Хартии Европейской безопасности, которую на высшем уровне подписали все государства-участники.

Избранная Вами, госпожа М.Седерфельт, тональность высказываний по Украине у нас не оставляет иллюзий: Ассамблея все больше становится инструментом обслуживания геополитических интересов группы стран, настроенных на разжигание конфронтации на общеевропейском пространстве. Они нацелены не на скорейшее урегулирование ситуации на востоке Украины, а на совершенно иное – поиск путей использования Украины в качестве инструмента антироссийской политики. В этих целях предпринимаются попытки извратить природу внутриукраинского конфликта, переложить ответственность за реализацию Минских соглашений на Россию, приписать нашей стране некие обязательства по урегулированию, которых нет и не было в Минских соглашениях.

Как представляется, Вам следовало бы воздерживаться от тиражирования бездоказательных утверждений о «нарушении Россией суверенитета Украины», а использовать свое влияние на Киев с тем, чтобы побудить киевское руководство к скорейшей и неукоснительной реализации Минских соглашений на основе прямого диалога с Донецком и Луганском. Минский «Комплекс мер», одобренный СБ ООН, предполагает незамедлительное прекращение насилия, инклюзивный диалог о контурах будущего мирного государственного строительства, внутриукраинские реформы в интересах прочного и устойчивого мира.

Что касается других конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ, призываем максимально ответственно подходить к интерпретации нюансов процесса урегулирования. Это – весьма чувствительная материя, в связи с чем сдержанность в суждениях приобретает особую важность.

Мы разделяем Ваш тезис о важности решительных международных усилий по противодействию вызовам, порождаемым изменением климата. В то же время следует уходить от попыток установления прямой и, скажем прямо, политически ангажированной связи между климатом и безопасностью. Необходимо укреплять эффективное сотрудничество государств-участников в деле смягчения негативных последствий изменения климата и адаптации к ним, как это предусмотрено принятым на СМИД в Стокгольме профильным решением. При этом основными межправительственными механизмами выработки мер реагирования в данной сфере остаются Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Парижское соглашение.

Как и прежде, поддерживаем стремление парламентариев наблюдать за выборами на пространстве ОБСЕ. Тем не менее, востребована выработка в ОБСЕ единых правил, одобренных всеми государствами-участниками в области электорального мониторинга. Это позволит и ПА ОБСЕ и БДИПЧ выправить хронические географические дисбалансы в этой сфере, избежать очевидных нестыковок в описании избирательных процессов в государствах
«к Западу и Востоку от Вены» и не допускать сомнительных политизированных решений в деятельности на этом очень важном направлении.

На пространстве ОБСЕ имеется масса проблем, которые требуют действительно безотлагательного решения, о которых Вы справедливо упомянули в Вашем выступлении. Речь идет не только о пандемии,
ее социальных и экономических последствиях. К числу требующих всеобщего внимания сюжетов относим рост нетерпимости и ксенофобии, героизацию нацизма и распространение бациллы неонацизма. Это очень важно в том числе с точки зрения опасности распространения этих чудовищных феноменов среди молодежи.

В заключение хотел бы обратить Ваше внимание на неприемлемость нагнетания антироссийской истерии на площадке Ассамблеи. Несмотря на имеющиеся разногласия, призываем партнёров к обсуждению и решению проблем без предубеждений и политизированных оценок. Убеждены
в необходимости усовершенствования Правил процедуры Парламентской ассамблеи. Снижению уровня конфронтации в дискуссиях способствовало бы введение запрета на выдвижение проектов резолюций, направленных против отдельных стран. Нельзя допустить превращения Ассамблеи в площадку для взаимных обвинений и сведения счетов. Также следует обеспечить подлинно демократический характер рассмотрения и одобрения документов Ассамблеи большинством всех ее членов с надёжной процедурой подсчета голосов
и определения кворума.

Уважаемая госпожа М.Седерфельт,

Предлагаю внимательно еще раз проанализировать наш сегодняшний обмен мнениями, особенно в связи в Вашей предстоящей поездкой в Москву. Рассчитываю, что Ваш политический опыт и мудрость подскажут ошибочность шаблонного черно-белого восприятия мира. Чем раньше в европейских политических и интеллектуальных кругах придёт понимание,
что евроатлантическое мерило не всегда стыкуется со сложностью и глубиной протекающих на пространстве ОБСЕ процессов, тем лучше. Именно многомерность и взаимосвязанность формируют уникальность и преимущества нашей Организации.

Надеемся, что Парламентская ассамблея ОБСЕ все же начнет действовать в интересах укрепления безопасности европейского континента. А иначе ее ценность как диалоговой площадки будет неуклонно снижаться.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg