Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, 30 июля 2020 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

30 июля 2020 года

О ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей

Уважаемый господин Председатель,

27 июля в Донбассе началась практическая реализация мер по усилению режима прекращения огня, которые стороны внутриукраинского конфликта – Киев, Донецк и Луганск – согласовали в рамках минской Контактной группы на ее заседании 22 июля. Они включают в себя запрет открывать любой огонь, осуществлять наступательные и диверсионно-разведывательные действия, полеты беспилотных аппаратов сторон, размещать вооружения в жилых кварталах и вблизи социальных объектов и т.д. Предусмотрено применение дисциплинарных взысканий за нарушение этих мер. Согласование вышеупомянутого документа стало важным шагом на пути к реализации поручений саммита «нормандского» формата в Париже 9 декабря 2019 года. Напомню: одним из его итогов как раз и стали инструкции Контактной группе принять эффективные меры для усиления всеобъемлющего и бессрочного режима прекращения огня.

28 июля прошла внеочередная видеоконференция рабочей подгруппы по безопасности минской Контактной группы. В ходе нее были озвучены данные Спецмониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине: по ее наблюдениям, в первый день действия вышеуказанных мер было зафиксировано свыше ста нарушений – все в Донецком регионе. Вместе с тем перестрелки носили локальный характер. Текущая военная обстановка в Донбассе, несмотря на «политическое бурление», возникшее на Украине в связи с началом выполнения мер в поддержку режима прекращения огня, остается относительно спокойной.

Тем не менее, нацеленность украинских военных добросовестно выполнять условия прекращения огня вызывает обоснованные сомнения. Так и не был опубликован приказ украинского военного командования о прекращении огня – в отличие, кстати, от ополченцев, которые не только дали через СМИ информацию о соответствующих приказах, но и обнародовали их тексты.

Из Киева звучат весьма противоречивые заявления, свидетельствующие о желании украинского руководства снять с себя ответственность за необходимость выполнения достигнутых с Донбассом договоренностей. Так, 23 июля, находясь в поездке по Донбассу, Президент Украины В.А.Зеленский завил, что согласованный Контактной группой документ перед началом реализации должен быть подписан в «нормандском» формате. 27 июля вице-премьер Украины по реинтеграции А.Резников заявил, что ответственность за выполнение мер по усилению режима прекращения огня лежит, почему-то, на России. Наконец, 28 июля председатель Совета нацбезопасности и обороны Украины А.Данилов попытался обозначить временные границы приверженности Киева этим мерам – по его словам, до 9 декабря 2020 года, после чего пригрозил перейти к рассмотрению иных сценариев действий по Донбассу.

Подчеркнем главное. Итогом дискуссий в Контактной группе о прекращении огня стало согласование и подписание соответствующего документа представителями Киева и Донбасса – при содействии ОБСЕ и России. Оно содержит обязательства, которые как раз и предстоит выполнять сторонам внутриукраинского конфликта – вооруженным силам Украины и вооруженным формированиям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Востребован и координационный механизм для надлежащего контроля за выполнением обязательств. Он должен предусматривать возможность экстренных прямых контактов между ВСУ и ополчением Донбасса. Ожидаем ответственного выполнения всех положений упомянутого документа.

Особая роль в связи с необходимостью тщательного мониторинга режима прекращения огня ложится на Спецмониторинговую миссию (СММ) ОБСЕ на Украине. Призываем скрупулезно фиксировать все случаи нарушений, максимально подробно указывать детали инцидентов, позволяющие установить ответственную сторону. Рассчитываем также, что СММ не станет снижать и аналитическую работу, включая подготовку тематического доклада по жертвам и разрушениям. В нем, кстати, также востребована точная информация с указанием конкретных координат инцидентов относительно линии соприкосновения.

28 июля о своем решении прекратить участие в работе Контактной группы объявил глава украинской делегации, второй президент Украины Леонид Кучма. Рассчитываем, что его уход из переговорного процесса не будет использован радикально настроенной частью руководства Украины в качестве повода для отказа от выполнения ранее достигнутых и засвидетельствованных его подписью договоренностей с Донбассом. Это касается и нынешних мер в поддержку режима прекращения огня, и ранее достигнутых договоренностей об отводе вооружений, разведении сил и средств, противоминной деятельности, запрете учений с боевой стрельбой – на всех этих документах стоит подпись Л.Д.Кучмы. Помимо этого, он внес определенный вклад в достижение понимания между Киевом и Донбассом по ряду других аспектов урегулирования – письменно подтвердил необходимость вступления в силу закона об особом статусе по «формуле Ф.‑В.Штайнмайера» или, к примеру, реализации обязательства по «процессуальной очистке» (прекращению уголовного преследования) лиц, подлежащих обмену. Несмотря на переговорные усилия Л.Д.Кучмы, большинство вышеупомянутых обязательств Киева не выполняются.

Особую тревогу вызывает судьба политического урегулирования, которое в Киеве, похоже, намеренно завели в тупик. Представители украинских властей избегают прямого диалога с Донецком и Луганском. В июне 2020 г. министр иностранных дел Д.Кулеба заявил, что «Киев никогда не войдет в прямой диалог с так называемыми ДНР и ЛНР». В начале июля 2020 г. он же заявил, что требование прямого диалога с Донецком и Луганском – это «вопрос, который блокирует все». Однако такая позиция не соответствует предписаниям «Комплекса мер», который прямо предусматривает диалог Киева с представителями отдельных районов Донбасса. Предпринимались попытки заменить реальных донбассцев в Контактной группе более удобными «виртуальными» фигурами, в том числе из круга длительно не проживающих в Донбассе людей. Эти лица были затем включены в состав украинской делегации в Минске, что, однако, не может заменить необходимости диалога с донецкими и луганскими властями.

Наконец, вице-премьер по реинтеграции и первый заместитель главы украинской делегации в Минске А.Резников неоднократно высказывался в пользу «актуализации», «адаптации», «переформатирования» и просто переписывания «Комплекса мер». Мы неоднократно обращали внимание на это. К тому же, на фоне «пробуксовок» в реализации Минских соглашений весьма странно прозвучал и недавний комментарий Президента Украины В.А.Зеленского, заявившего о необходимости некоей «расшифровки» каждого пункта «Комплекса мер». После этого в Киеве, мол, намерены, определиться, «в состоянии или нет выполнить эти пункты». По сути речь идет об выборочном подходе к реализации Минских соглашений, а то и вовсе попытке оправдать саботаж его отдельных положений. В нынешних условиях необходим четкий сигнал из Киева о приверженности выполнению положений «Комплекса мер» во всей их полноте. Разумеется, меры в области политики и безопасности должны осуществляться в синхронной взаимосвязи – понимание об этом было достигнуто на саммитах в «нормандском» формате в 2015 году в Париже и в 2016 году в Берлине.

И еще. 21 июля в Луцке вооруженный мужчина захватил в заложники свыше десятка пассажиров рейсового пригородного автобуса. Это событие, безусловно, стало потрясением для региона, его жителей, для всей Украины. Вслед за случившимся власти ввели повышенный полицейский контроль за обстановкой в ряде областей центральной и западной Украины. Однако уже через день, 23 июля, в Полтаве другой вооруженный мужчина взял в заложники сотрудника правоохранительных органов, после чего скрылся.

В ходе операции по освобождению заложников в Луцке обошлось, к счастью, без жертв. Оставляя за скобками мотивы преступника, в которых будут разбираться следственные органы, важно не упускать из внимания важный момент: мужчина – сторонник радикальных идей, был вооружен боевым автоматом, пистолетом и гранатой и свободно перемещался с таким арсеналом по городу. Как, впрочем, и вооруженный полтавчанин.

Статистика преступлений, совершаемых на Украине с применением оружия, неуклонно растет. Это происходит на фоне продолжающейся военной операции Киева на востоке страны. Слабый контроль в ВСУ за вооружениями и регулярно фиксируемые правоохранителями факты незаконной торговли ими не способствуют улучшению ситуации с безопасностью по всей стране.

Так, по данным Генпрокуратуры Украины, в 2019 году зафиксировано свыше шести тысяч фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Из этого количества лишь сто случаев пришлись на владельцев официально зарегистрированного оружия. Всего же по данным Генпрокуратуры, в прошлом году на руках у населения Украины насчитывалось от трех до пяти миллионов единиц неучтенного оружия. По официальной статистике МВД Украины, в 2019 году государству были возвращены лишь немногим более 16 тысяч, а самими правоохранителями изъято лишь 1,9 тысяч единиц.

Нынешние подвижки формируют благоприятный фон для «демилитаризации» сознания наиболее радикальной части украинского общества и политических элит. Это будет способствовать установлению мира на Украине. Необходимо воспользоваться шансом на реализацию всех положений одобренного СБ ООН минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, являющегося единственной международно-правовой основой для достижения устойчивого и жизнеспособного урегулирования.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg