Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич об ухудшающейся ситуации на Украине и продолжающемся невыполнении украинскими властями Минских договоренностей, 20 января 2022 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

20 января 2022 года

Об ухудшающейся ситуации на Украине

и продолжающемся невыполнении

украинскими властями Минских договоренностей

Уважаемая госпожа Председатель,

Встревожены сообщениями об активизации переброски некоторыми странами-членами НАТО летальных вооружений и военного персонала на Украину. Лишь за эту неделю в Киеве приземлились несколько британских военных бортов с множеством управляемых ракетных комплексов. То, что их уже доставлено несколько тысяч, 19 января подтвердили в руководстве оборонного ведомства Великобритании. В небе над Украиной все чаще стала появляться военно-транспортная и разведывательная авиация США. В ближайшие недели, по сообщениям Госдепартамента США, Вашингтон планирует нарастить свои военные поставки. Помимо этого, США сняли барьеры для реэкспорта на Украину своих ракетных комплексов и иного вооружения из прибалтийских республик. Мы также обеспокоены данными о переброске на Украину контингента канадских военных сил специальных операций и подготовке к принятию решения об отправке новых вооружений. Что они там будут делать? Когда появятся у линии соприкосновения? Как это всё соотносится с п.10 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, предписывающего «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ»?

Всё это не способствует стабилизации ситуации на востоке страны в интересах устойчивого урегулирования конфликта, равно как и укреплению общеевропейской безопасности в целом. Очевидно одно: страны НАТО нарочито поддерживают «горячие головы» в Киеве, выступающие за военное решение конфликта на востоке Украины под лозунгами противостояния мнимой «российской агрессии». На деле Киев толкают на новый виток насилия в Донбассе. Судя по всему, задача прежняя – любыми способами поддерживать напряженность вблизи российских границ.

Вспомним, как с подачи Вашингтона в последнее время раскручивался миф о якобы «грядущем вторжении» России. Сначала фигурировал апрель прошлого года, затем август, далее ноябрь, середина декабря, канун католического, затем православного рождества и так далее. Все эти инсинуации направлены на одно: обосновать, подготовить почву для активизации военного освоения Украины странами НАТО.

В то же время за механическим повторением участниками наших дискуссий тезиса о поддержке территориальной целостности Украины не следует подлинных практических действий. Речь идет, прежде всего, о необходимости содействовать скорейшему политическому урегулированию на основе Минских соглашений, альтернативы которым нет. Они как раз предусматривают реинтеграцию Донбасса на компромиссных условиях, предписывают прямые контакты между представителями Киева, Донецка и Луганска – от которых, наоборот, нынешние кураторы активно отговаривают украинские власти. Более того, Киеву предлагают и вовсе не замечать дончан и луганчан, пытаясь подменить необходимость диалога с ними призывами к разговору с Россией. Которая, к слову, не имеет обязательств по Минским соглашениям, но готова оказывать максимальное содействие их реализации.

В соответствии с минским «Комплексом мер», одобренным резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, обсуждение будущего постконфликтного статуса Донбасса в составе Украины должно было начаться на следующий день после отвода тяжелых вооружений. Этот отвод был завершен ещё 8 марта 2015 года, что, кстати, было подтверждено как сторонами конфликта, так и ОБСЕ. Но уже 17 марта 2015 года властями Украины были внесены законодательные изменения, делающие практическое воплощение особого статуса Донбасса невозможным. За прошедшие годы ничего не изменилось – Киев методично избегает субстантивного диалога с Донецком и Луганском в Контактной группе. Напротив, нынешние власти Украины активно продвигают законопроект о так называемом «переходном периоде», который прямо обосновывает только военное решение конфликта – с установлением в Донбассе военно-гражданских администраций и узаконенными расправами над инакомыслящими в форме неких «люстраций». Напомню, документ подготовлен Кабинетом министров Украины, внесен в Верховную Раду и сейчас активно там изучается.

Некоторые наши партнеры предпочитают не замечать наступательные действия ВСУ и их вооруженные провокации у линии соприкосновения. Мы не слышали осуждения таких действий, которые, к слову, нашли свое отражение в отчетах Спецмониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине в конце прошлого года. Показательно, что свыше двадцати декларативных заявлений о приверженности прекращению огня, объявленных после подписания «Комплекса мер», так и не привели к установлению устойчивого «режима тишины». Очевидно и то, что недавние двусмысленные заявления украинского военного командования по итогам заседания Контактной группы 22 декабря 2021 года о якобы готовности соблюдать меры по усилению режима прекращения огня от 22 июля 2020 года не смогли «перебить» их же более ранние высказывания о том, что перемирие ничего не значит, а командиры на местах вольны открывать огонь по своему усмотрению. Неудивительно, что с начала текущего года СММ начитала уже свыше трех тысяч нарушений режима прекращения огня.

Затяжной конфликт имеет самое негативное воздействие на жизнь затронутых им мирных жителей. Приветствуем поездку в Луганск и Донецк координатора гуманитарной рабочей подгруппы Контактной группы Ш.Реландер, которая проходит в эти дни. Она уже подчеркнула, что потрясена увиденным. Например, ужасающими – это цитата – обстрелами гражданских объектов. Как отметила координатор на примере многократно обстрелянной луганской школы в Золотом-5/Михайловке, она «не знала, что такое происходит». В этой связи подчеркиваем важность поездок координаторов в отдельные районы Донбасса для реальной оценки ситуации на местах. Также крайне востребовано не только оперативное информирование со стороны СММ о регистрируемых разрушениях объектов гражданской инфраструктуры, но и систематизация и анализ данных наблюдений в тематических докладах. Пока на этом треке работа СММ явно «проседает».

16 января на Украине вступили в силу новые положения закона о государственном языке, вводящие прямой запрет на свободный выход в стране русскоязычных печатных изданий. Их выпуск отныне обставлен рядом условий, невыполнение которых приведет к закрытию многих газет и журналов. Все это – не что иное как очередной виток наступления на свободу СМИ и права русскоязычных граждан. Странно, что этот сюжет не получил никакого внимания ни со стороны СММ, ни со стороны профильных структур ОБСЕ – к примеру, офиса Представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Наряду с шагами властей по «зачистке» информационного поля от неугодных медиа этот шаг существенно сужает возможности свободного распространения информации.

И ещё. 1 января в ряде городов Украины под охраной полиции состоялись шествия национал-радикалов под ксенобофскими лозунгами, приуроченные к годовщине со дня рождения нацистского коллаборациониста С.Бандеры. Видеозаписи этих мероприятий имеются в открытом доступе. К сожалению, СММ вновь не сочла возможным проинформировать о ксенофобских лозунгах, которые сопровождали эти мероприятия. Акциям предшествовали националистические и антисемитские вылазки на западе Украины, о которых, пусть и в закрытом режиме, СММ все же проинформировала.

На прославление нацистского пособника С.Бандеры также прореагировали власти Германии и Израиля. В МИД ФРГ особо подчеркнули, что осуждают преступления, совершенные украинскими националистами, в том числе под руководством С.Бандеры, в период Второй мировой войны.

В очередной раз призываем внешних кураторов Украины, а также профильные структуры ОБСЕ задействовать всё имеющееся влияние, чтобы побудить украинские власти к выполнению имеющихся обязательств. Важно направить в Киев четкий сигнал о недопустимости военных авантюр, пагубности проводимого курса на разжигание вооруженного насилия в Донбассе, поддержку агрессивного национализма и усугубление общественных противоречий.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg