Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич на отчет директора Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека М.Мекаччи, 16 декабря 2021 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

16 декабря 2021 года

 

 

На отчет директора Бюро ОБСЕ

по демократическим институтам и правам человека М.Мекаччи

 

Уважаемый господин М.Мекаччи,

В нынешнем году возглавляемой Вами исполнительной структуре ОБСЕ исполнилось 30 лет – хороший повод оглянуться назад, объективно оценить пройденный этап и сделать выводы на будущее. Разделяем Ваше стремление «сделать все возможное для повышения доверия государств-участников». Потребность в этом давно назрела. Особенно на фоне отсутствия географической и тематической сбалансированности в деятельности Бюро, участия в сомнительных внебюджетных проектах, агрессивного продвижения неолиберальной повестки дня, конфронтационных концепций и многого другого.

Изъяны в деятельности БДИПЧ наглядно иллюстрирует статистика по преступлениям на почве ненависти. Вопреки обязательствам ОБСЕ она с каждым годом все больше напоминает сводку нарушений прав сексуальных меньшинств и представителей псевдорелигиозных сект и культов. И это при том, что до сих пор не выполнено поручение СМИД ОБСЕ в Базеле 2014 года о разработке деклараций по борьбе с дискриминацией христиан и мусульман. Не увидели мы от БДИПЧ и полноценного документа по христианофобии - по аналогии с соответствующими пособиями по антисемитизму и антимусульманскими преступлениями. Рассчитываем на выправление этой недоработки в 2022 году.

Как известно, еще в 2006 году на СМИД ОБСЕ в Брюсселе государства-участники выразили обеспокоенность «проявлениями насильственного экстремизма, связанного с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом, агрессивным национализмом и неонацизмом». Спустя 15 лет перечисленные явления никуда не исчезли, более того они усугубились. На заседании Постоянного совета 9 декабря личный представитель Действующего председателя ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом раввин Э.Бейкер заявил о «множественности источников антисемитских инцидентов, которые включают праворадикальные и популистские движения, ассоциирующиеся нередко с неонацистами и сторонниками превосходства белой расы». Это подтверждает, что угроза неонацизма требует отдельного пристального рассмотрения в ОБСЕ, в том числе при согласовании «пакета» и повесток дня гуманитарных мероприятий, включая ежегодное Обзорное совещание. Напоминаем, что данная работа должна вестись в соответствии с Правилами процедуры Организации, профильными решениями СМИД и Постоянного совета.

Разделяем Вашу озабоченность влиянием миграционных потоков на положение в регионе ОБСЕ. Их причины хорошо известны – это дестабилизация Западом ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. На вопиющие нарушения одним государствам-участником ОБСЕ прав мигрантов и беженцев недавно обратил внимание Европейский суд по правам человека, предписав ему обеспечить минимальные стандарты и условия выживания соискателям убежища. Совершенно неприемлемо, когда против гражданского населения – среди которого дети и женщины – пограничниками и военными применяются насилие, светошумовые гранаты, взрывпакеты и даже ядохимикаты. Кстати, отсутствие внятной реакции БДИПЧ на эти грубейшие попрания прав человека демонстрирует двойные стандарты.

В своем докладе Вы отмечаете, что «времена кризиса являются возможностями для извлечения уроков и дальнейшего развития». В этой связи призываем Вас уделить должное внимание социальным и экономическим правам, ликвидации безгражданства, сохранению историко-культурного наследия, правам ребенка, развитию контактов между людьми и др. Требуется оперативная реакция Бюро и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств на нарушения языковых и образовательных прав.

В целом, как мы неоднократно подчеркивали, давно назрела оптимизация всего человеческого измерения ОБСЕ. Россия вместе с единомышленниками неоднократно представляла предложения на этот счет.

Несколько слов относительно деятельности Бюро по наблюдению за выборами. Она является одной из основных для БДИПЧ. Она же остается самой несовершенной. Мы привлекали внимание к серьезным дисбалансам в географии развертывания и размерах миссий, а также двойным стандартам, которыми грешит Бюро при описании процесса и итогов волеизъявления в странах к «западу и востоку от Вены».

В нынешнем году не получилось конструктивно взаимодействовать с БДИПЧ  - хотя мы были готовы - в рамках подготовки и проведения выборов в Государственную Думу в связи с самовольным устранением Бюро от участия в мониторинге волеизъявления. Надеемся, что впредь подобных неприемлемых ситуаций не возникнет. Сделайте выводы на будущее. Хотелось бы верить, что наше подробное выступление на эту тему в Постоянном совете 5 августа не осталось без Вашего внимания. В этой связи попытки выставить методологию электорального мониторинга БДИПЧ в качестве «признанной» и «заслуживающей доверия» явно неоправданы.

Единственный способ улучшить ситуацию и «укрепить методологию», что предписывается, в частности, пунктом 13 решения 19/06 СМИД в Брюсселе «Повышение эффективности ОБСЕ» – выработать согласованные стандарты наблюдения за выборами. Одобренные всеми нами принципы электорального мониторинга будут способствовать выполнению рекомендаций из докладов и более активному взаимодействию стран с Бюро на данном направлении. Россия готова оказывать этому всяческое содействие.

К слову, другие аспекты пункта 13 упомянутого решения Брюссельского СМИД, в том числе, касающиеся важности «максимального внимания вопросам … беспристрастности и профессионализма сотрудников БДИПЧ» и тому подобное, также не теряют своей актуальности.

Считаем важным продолжать практику ежегодных семинаров БДИПЧ по наблюдению за выборами. Это мероприятие служит одной из немногих площадок для профессиональных дискуссий по актуальным аспектам электорального мониторинга.

Принимаем к сведению планы сделать все возможное, чтобы усилить возглавляемый Вами институт в финансовом отношении. Полагаем, что для этого потребуется выполнить всего одно условие: учесть, наконец, накопившиеся замечания и обеспокоенности государств-участников по поводу серьезных недостатков в программной и бюджетной деятельности БДИПЧ. Мы приветствовали бы начало предметного разговора на эту тему. Он давно назрел. Без этого невозможно в принципе вести речь об отказе от практики нулевого номинального роста для финансовых и кадровых запросов Бюро по линии сводного бюджета. Прежде всего, это касается программы «Выборы», нарратив и методика расчета потребностей в ресурсах которой нуждаются в пересмотре. Бюро отказывается дать реальное обоснование увеличения расходов на электоральное наблюдение. Календарь выборов на будущий год, кстати, Вами же и составленный, однозначно показывает, что бюджетная заявка Бюро изрядно завышена. Вы заявляете о планах направить «историческое число» миссий по наблюдению за выборами в 2022 году. Куда, если не секрет? В подобных условиях выделение дополнительных средств на мониторинг стало бы очевидным нарушением общепринятых принципов бюджетной дисциплины. Даже если другие страны готовы закрыть глаза на такое нарушение, то Россия на это пойти не можем.

Сожалеем, что отдельные государства блокируют обсуждение проблем, связанных с программами и бюджетом БДИПЧ. Тем самым они лишь каждый год воспроизводят ситуацию, когда просьбы Бюро увеличить ассигнования не находят консенсуса, а одобрение сводного бюджета затягивается.

Словом, Бюро есть над чем поработать. В заключение желаем Вам, уважаемый господин М.Мекаччи, а также сотрудникам Бюро доброго здоровья и успехов в деятельности в соответствии с мандатом.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg