Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о выполнении Плана действий ОБСЕ по гендерному равенству, 23 июля 2020 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

23 июля 2020 года

О выполнении Плана действий ОБСЕ по гендерному равенству

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемая посол Т.Юрьёла,

Принимаем к сведению доклад о выполнении Плана действий ОБСЕ по продвижению гендерного равенства. Отмечаем успехи в реализации этого документа, включая заметный рост за прошедший год числа кандидатов-женщин, претендующих на руководящие должности в Секретариате. Также фиксируем превышение доли женщин над мужчинами при назначениях на международные контрактные посты, особенно высокого уровня. Полагаем, что эти тенденции четко свидетельствуют о результативности усилий по приближению к заложенному на 2020 год целевому ориентиру 40‑процентной представленности женщин на старших позициях в структуре Секретариата.

Вместе с тем убеждены, что при осуществлении Плана действий не следует вести «гонку» за количественными показателями. В процессе кадровых назначений, согласно Положению о персонале 3.01, необходимо обеспечить, прежде всего, «наивысший уровень работоспособности, компетентности и добросовестности, в полной мере принимая во внимание принцип найма персонала из всех государств-участников ОБСЕ на справедливой основе» (the highest standards of efficiency, competence, and integrity, taking full account of the principle of recruiting staff from all OSCE participating States on a fair basis). Поощрение гендерного равенства между женщинами и мужчинами – важная задача, но она не должна заслонять собой или подменять эти основополагающие критерии политики трудоустройства в Организации.

Считаем важным, чтобы помимо отчетности о внедрении принципов гендерного равенства Секретариат провел детальный анализ соблюдения справедливого географического баланса в распределении должностей, в первую очередь, при назначениях на позиции управленческого уровня. Необходимо ретроспективно, с охватом последних 15-20 лет, изучить, не занимались ли отдельные посты в Организации представителями одних и тех же государств-участников либо групп стран, входящих в известные межгосударственные объединения и выступающих здесь с «корпоративных» позиций.

Весьма любопытно было бы посмотреть на итоги такого анализа. Отталкиваясь от них, Секретариат мог бы подготовить самостоятельную стратегию в области достижения справедливой кадровой представленности государств-участников, поставить в ней целевые ориентиры и ежегодно докладывать Постоянному совету о ходе ее реализации. Мандат на осуществление таких действий уже содержится в процитированных выше Положениях о персонале. Более того, регулярное предоставление такой информации Постоянному совету полностью соответствовало бы практике работы ООН и способствовало бы усилению транспарентности кадровой политики нашей Организации. Рассчитываем, что следующий Генеральный секретарь воспримет наше предложение со всей серьезностью.

Между тем в стремлении продвинуть концепцию «гендера» в ОБСЕ уже доходит до курьезов. Так, при регистрации на завершившуюся вчера конференцию Альянса по борьбе с торговлей людьми в онлайн-анкете появилась графа «gender» вместо «title». Это привело к тому, что, например, священнослужители, принявшие участие в мероприятии, были вынуждены указывать в этой графе свой титул, например, монсеньор, что, мягко говоря, выглядит необычно, да и просто противоречит нормальной логике. А как быть с привычной научной степенью «Doctor»? Это теперь тоже «гендер»? Таких ляпов допускать нельзя не только в Секретариате, но и в других структурах ОБСЕ. Не надо доводить ситуацию до абсурда.

В целом убеждены, что работа по обеспечению гендерного равенства должна строиться на принципах равных возможностей вне зависимости от половой принадлежности. Искусственного уравнивания количества занятых мужчин и женщин в различных структурах ОБСЕ нужно избегать.

         В более широком контексте различных прав человека баланс также необходим. На фоне пандемии коронавируса и связанных с ней рисков на первое место выходят социальные и экономические права. Убеждены, что охрана семьи, материнства и детства, профессиональная переподготовка женщин и мужчин в условиях безработицы, защита и поддержка многодетных или малоимущих семей, а также матерей или отцов-одиночек должны находиться в центре внимания нашей Организации в эти непростые времена.  При этом, конечно, необходимо и дальнейшее повышение участия женщин в общественной и политической жизни.

         Стоит держать в фокусе и борьбу с насилием в отношении женщин в русле принятых обязательств, в том числе соответствующего решения СМИД ОБСЕ в Милане 2018 года.  Полагаем, что с этим пагубным феноменом, помимо прочего, можно и нужно бороться посредством улучшения экономического положения женщин и проведения системной работы по купированию бедности и социального неблагополучия.

Что касается резолюции 1325 Совета Безопасности ООН «Женщины, мир и безопасность», наша точка зрения остается неизменной. Для нас неоспорима ценность данного документа как ориентира для повышения роли женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и защиты в ходе вооруженных конфликтов. Тем не менее, полагаемым неприемлемым навязывать государствам национальные планы действий в этой сфере, тем более вне контекста конфликтов или постконфликтного восстановления.

Также вновь призываем избегать попыток продвижения в нашей Организации неконсенсусных формулировок или сомнительных концепций.

Пользуясь случаем, хотели бы пожелать гендерной секции Секретариата, с которой у нас налажено конструктивное взаимодействие, и лично госпоже А.Дарьсурэн успехов в деятельности на этом важном направлении.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg