Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич на выступление бывшего премьер-министра Ирландии Б.Ахерна, 20 февраля 2019 года

Выступление
Постоянного представителя Российской Федерации
А.К.ЛУКАШЕВИЧА
на совместном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности и Постоянного совета ОБСЕ

20 февраля 2019 года

На выступление бывшего премьер-министра Ирландии Б.Ахерна

Уважаемый г-н Председатель,

Рады приветствовать г-на Б.Ахерна, благодарим его за небезынтересные тезисы.

Представленный Вами экскурс в историю североирландского урегулирования служит очередным подтверждением того, что долгосрочное разрешение конфликтов возможно только через кропотливый взаимоуважительный переговорный процесс.

Действительно, именно выработка пакета договоренностей, известных как «Соглашение Страстной пятницы» или «Белфастское соглашение» от 10 апреля 1998 г., предусматривающих создание в Ольстере органов законодательной и исполнительной власти, серьезно ускорила процесс североирландского урегулирования. В поддержку соглашения в Ирландии и Северной Ирландии в мае 1998 г. были проведены одновременные референдумы. Их итоги позволили политикам приступить к реализации согласованных мер с опорой на твердо выраженное мнение людей. Показательно, что даже несмотря на упорные многолетние усилия всех участников североирландского урегулирования, по ряду вопросов до сих пор сохраняются разногласия. Один из них - вопрос гарантий статуса ирландского языка в Ольстере. Новым фактором стали итоги референдума по вопросу о выходе Великобритании из состава Европейского союза (brexit), в отношении которого, как мы понимаем, крупнейшие североирландские партии заняли противоположные позиции.

Опыт Ирландии вновь показывает, что кризисное регулирование невозможно без учета интересов сторон. Разумеется, такой диалог может и должен быть инклюзивным, а чаяния жителей затронутых кризисом регионов, выраженные через их представителей, не должны становиться предметом спекуляций. В противном случае под вопрос ставится сама жизнеспособность подобного урегулирования. Как говорил Джордж Бернард Шоу, там, где нет воли, нет и пути.

Здесь есть прямые аналогии с текущими событиями в Европе, прежде всего с внутриукраинским кризисом, где Киев уже пятый год уклоняется от прямого диалога с представителями Донецка и Луганска. Напомню, что необходимость такого диалога является одним из ключевых положений минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г., одобренного резолюцией 2202 СБ ООН. Этот документ подписан как Киевом, так и представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей и является единственной международно признанной основой мирного, политико-дипломатического урегулирования кризиса на Украине.

К сожалению, все отчетливей прослеживается тактика украинской стороны на «замораживание» всего процесса. Ни один пункт «Комплекса мер» по прошествии четырех лет с момента его подписания полноценно не реализован. Более того, киевская «партия войны» буквально рубит на корню любые инициативы общественных групп и объединений, выступающих за диалог с Донбассом. Против тех, кто высказывается в пользу такого диалога, открываются уголовные дела по обвинению в «госизмене» и «сепаратизме».

На этом фоне в руководстве Украины явно не сбрасывают со счетов силовой сценарий решения «проблемы Донбасса», проводят соответствующие военные приготовления. Призываем наших западных партнеров употребить все имеющееся у них на Киев влияние, чтобы побудить его начать реальные шаги по деэскалации и разрешению кризиса внутри страны.

Господин Председатель,

Ирландское председательство ОБСЕ 2012 г. оставило серьезное наследие на треке приднестровского урегулирования. Согласованные тогда в формате «5+2» документы «Принципы и процедуры ведения переговоров» и «Повестка дня официального переговорного процесса» до сих пор являются базовыми с точки зрения организации диалога Кишинева и Тирасполя с участием посредников и наблюдателей. Российская сторона - в качестве одного из гарантов достигаемых договоренностей - продолжит оказывать сторонам содействие в поиске приемлемых вариантов устойчивого разрешения приднестровской проблемы.

Рассчитываем на качественные подвижки в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Продолжим в согласовании с другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Францией и США) содействовать вовлеченным сторонам в выработке устраивающего их варианта договоренности путем переговоров, при полном отказе сторон от применения или угрозы применения силы.

Заинтересованы в результативной работе спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Южному Кавказу Р.Михалки в выстраивании равноправного диалога всех участников Женевских дискуссий в целях достижения безопасности и стабильности в этом регионе.

Повышенного внимания со стороны ОБСЕ требует развитие ситуации в Косово. Нынешние власти в Приштине не готовы отказаться от максималистских радикальных требований в диалоге с Белградом, заводя переговоры в тупик при полном бессилии западных покровителей Косово.

Опыт Ирландии доказывает достижимость успешного преодоления самых сложных многолетних противоречий на основе настойчивого поиска компромиссов, приемлемых для вовлеченных сторон. Именно таким подходом руководствовалась российская сторона, выдвинув в 2009 г. проект решения СМИД по предотвращению конфликтов и кризисному урегулированию на пространстве ОБСЕ на основе принципов консенсуса, верховенства международного права, мирного урегулирование конфликтов путем переговоров в рамках существующих форматов, недопустимости применения силы, согласия сторон в конфликте с предлагаемыми ОБСЕ мерами. Позже предложенные нами опорные подходы к деятельности Организации в конфликтном урегулировании были закреплены в министерском решении в Вильнюсе в 2011 г.по «конфликтному циклу» и остаются актуальными до сих пор.

Благодарю за внимание

 


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg