Выступления и интервью Постпреда

Назад

А.К.Лукашевич о законе Украины «Об образовании», 3 мая 2018 года

Выступление

Постоянного представителя Российской Федерации

А.К.ЛУКАШЕВИЧА

на заседании Постоянного совета ОБСЕ

о законе Украины «Об образовании»

3 мая 2018 года

Уважаемый господин Председатель,

Вынуждены с сожалением констатировать, что уважаемый украинский представитель вновь пытается оправдать дискриминационные поправки в закон «Об образовании». Это вместо того, чтобы сообщить о мерах властей Украины по исправлению проблемных положений закона, как это предписал Киеву ряд международных органов.

Как известно, претензии выразили представители международных организаций, парламентских структур, правозащитных объединений. В декабре прошлого года Венецианская комиссия Совета Европы выпустила заключение на закон, в котором раскритиковала положения его ст. 7 и рекомендовала Киеву внести в нее поправки, чтобы избежать дискриминации языков нацменьшинств. Председатель Венецианской комиссии Дж.Букиккио выступил с инициативой о налаживании взаимодействия между Советом Европы и Евросоюзом по этому сюжету.

Парламентская ассамблея Совета Европы в резолюции от 12 октября 2017 г. указала, что украинский закон «Об образовании» не обеспечивает необходимый баланс между официальным языком и языками национальных меньшинств.

В декабре того же года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека призвало Украину «обеспечивать соблюдение прав национальных меньшинств без какой-либо дискриминации в отношении различных групп меньшинств». Было подчеркнуто, что усиление позиций украинского языка не должно происходить за счет языков нацменьшинств.

Предпринимаемые Киевом меры больше похожи на «языковую зачистку» образовательного пространства страны, что прямо противоречит конституции Украины, а именно статьям 10, 24 и 53. Нарушает ее международные обязательства, в том числе в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о правах ребенка, Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Декларации ООН о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1986 г., Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Доклада совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств 1991 г.

В частности, в Копенгагенском документе ОБСЕ 1990 г. четко говорится о том, что «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право создавать и поддерживать свои собственные образовательные учреждения, организации или ассоциации. А государства-участники будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, вне зависимости от необходимости изучать официальный язык или официальные языки соответствующего государства, имели надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке». (Persons belonging to national minorities have the right to establish and maintain their own educational institutions, organizations or associations. And the participating States will endeavour to ensure that persons belonging to national minorities, notwithstanding the need to learn the official language or languages of the State concerned, have adequate opportunities for instruction of their mother tongue or in their mother tongue.)

В пункте 63 Венского документа СБСЕ 1986 г. государства-участники обязались «обеспечивать для всех доступ к различным видам и уровням образования без дискриминации», в том числе по языковому признаку.

Новый украинский закон также идет вразрез с Гаагскими (1996 г.) и Люблянскими (2012 г.) рекомендациями Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, согласно которым «государства должны уважать право лиц, принадлежащих к меньшинствам, обучаться своему языку или получать образование на этом языке, особенно в районах, где меньшинства проживают традиционно или в значительном количестве». (The States should respect the right of persons belonging to minorities to be taught their language or to receive instructions in this language especially in areas inhabited by the traditionally or in substantial numbers.)

Продолжая конфронтационную линию в языковом вопросе, киевские власти воссоздают причины, во многом ставшие отправной точной развития конфликта, а затем и гражданской войны на юго-востоке Украины. Принятие закона препятствует сближению сторон внутриукраинского конфликта и отдаляет перспективы достижения его урегулирования. Налицо откровенное нежелание Киева выполнять собственные обязательства по пункту 11 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г., который предусматривает принятие постоянного законодательства об особом статусе Донецкой и Луганской областей с учетом их права на языковое самоопределение.

Более того, теперь Киев предпринимает попытки вывести из-под действия этого документа языки государств Евросоюза. В контексте профильных универсальных правозащитных инструментов такое предвзятое отношение может быть истолковано в качестве расизма, причем как части планомерной политики государства и его руководства. Призываем государства Евросоюза еще раз задуматься над тем, что происходит на Украине, и не потакать Киеву в его дискриминационных актах.

Призываем также Верховного комиссара по делам национальных меньшинств дать принципиальную оценку указанному закону и вплотную заняться, наконец, ситуацией с правами нацменьшинств на Украине.

Благодарю за внимание


Адрес: Эрцгерцог Карл Штрассе 182,
1220, Вена, Австрия

Телефон: +43 (1) 280 27 62
+43 (1) 283 69 92

Факс: +43 (1) 280 31 90

Эл.почта: rfosce@yandex.ru


Как нас найти:


увеличить карту

 

   Russia Today           ad11                      http://ru-bezh.ru/sites/default/files/tb_forum_2014_1_1.jpg